Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 8

В целях усиления контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства был создан Наркомат госконтроля СССР. В связи с возросшей военной опасностью заботы государственного управления сосредоточились на укреплении трудовой и производственной дисциплины.

Президиум ВС СССР принял серию указов по упорядочению работы наркоматов. С целью повышения боеспособности армии укреплялись единоначалие в войсках, кадровый принцип их построения.

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало качественным образом изменить государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы, взаимоотношения высших, центральных и местных органов, их кадровый состав. Чрезвычайные условия войны вызвали чрезвычайные формы управления государством и вооруженными силами.

Современные исследователи утверждают, что в основу внутренней политики, перестройки управления был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства.

Так, 23 июня 1941 г. создана Ставка Главного Командования. При Ставке существовал институт постоянных советников. Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 человек) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более что часть военачальников сразу отбыла на фронт.

10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования была упразднена и создана Ставка Верховного Командования.

30 июня 1941 г. вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР. Оно гласило: «ввиду создавшегося чрезвычайного положения .

Создать Государственный Комитет Обороны .

Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороиы.

Обязать всех граждан и все . органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны»128.

Как видно из конкретной исторической обстановки и текста постановления, создание ГКО не было запланировано, а произошло под влиянием чрезвычайных обстоятельств.

Формирование такой чрезвычайной структуры управления, по мысли авторов этого решения, должно было послужить объединению сил в борьбе с агрессией, вывести определенную часть партийных и государственных руководителей из состояния растерянности, убедить народ, что бразды правления находятся в надежных руках, что ситуация остается под контролем.

В течение первых месяцев своей деятельности ГКО принял ряд важных экономических, мобилизационных военных решений и определил меры по созданию новых соединений Красной Армии. Поскольку в руках ГКО официально сосредоточилась вся полнота власти в государстве, то его решения определяли главные вопросы жизни страны в военный период.

ГКО сосредоточил в руках законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Он был создан вопреки действовавшей Конституции. Так, ст. 49 Конституции гласила, что Президиум Верховного Совета СССР имеет право объявлять войну и общую мобилизацию. В то же время ст. 32 Конституции СССР 1936 г. указывала, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом,

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    Смотрите также

    Деятельность местных исполкомов
    Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г. по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...

    Административное правонарушение в Республике Беларусь
    Тема данной курсовой работы «Административные правонарушения посягающие на общественный порядок» является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы заключается в том, что администрат ...

    Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
    Действующий закон о безопасности, определяя само понятие безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст ...