Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 12
Полет в космос первого космонавта планеты, достижения народного хозяйства наглядно демонстрируют триумф не только науки, но и всей советской социально-политической системы, которая до определенного времени, безусловно, отвечала национальным интересам страны.
В своей основе система несла черты тоталитарного режима, но с заметными демократическими преобразованиями, связанными с сокращением карательно-репрессивных функций, усилением коллегиальных форм руководства.
Модификации формы правления в 1960-80 гг. не затронули ее сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть Коммунистической партии. Были сделаны попытки оживить представительную власть, расширить гражданские права, дать импульс укреплению правосудия.
Преобразования коснулись и руководящей партии. Вместо «генерального» вводилась должность «Первого секретаря ЦК КПСС.
Политбюро ЦК КПСС еще в 1952 г. было переименовано в Президиум и стало более представительным органом, включив в себя помимо ведущих секретарей ЦК КПСС, руководителей компартий союзных республик, Москвы и Ленинграда, Председателя Президиума Верховного Совета, Председателя Совета Министров, ВЦСПС, КГБ, министров обороны, иностранных дел и др. Наряду с Президиумом (Политбюро) сохранился Секретариат ЦК КПСС, возглавлявший высший партийный аппарат. Значение этого органа определялось тем, что секретари ЦК руководили специализированными отделами, которые во многом дублировали соответствующие министерства (по аналогии с нынешней Администрацией Президента России) либо направления и осуществляли руководство ими. Через Секретариат ЦК лидер партии фактически контролировал деятельность всего государственного аппарата и определял руководящий состав всех законодательных и исполнительных органов.
В системе государственной власти сохранял свое значение ЦК КПСС, состоявший в те годы из 225 членов и кандидатов, избираемых на съезде КПСС. Этот орган, по мнению ученых, на всех этапах советской власти и был настоящим парламентом страны. В анализируемый период его значение возросло. В систему КПСС входили нижестоящие краевые, областные, районные, городские комитеты партии, осуществлявшие функции контроля над всеми учреждениями.
В 1966 г. были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название «генеральный секретарь» ЦК КПСС. Начиная с середины 70-х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС.
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил новую Конституцию СССР.
При рассмотрении содержания первых трех советских конституций, можно отметить их общие характерные черты: полновластие Советов как политической основы социалистического общества; социалистическое распределение материальных благ; социалистическая собственность на средства производства; гарантированность прав и свобод; последовательное расширение круга общественных отношений, регулируемых советским конституционным законодательством.
Почти все указанные черты унаследовала Конституция СССР 1977 г. Вместе с тем, она имела ряд существенных отличий.
Смотрите также
Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике
Криминалистическая фотография
один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных
положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, испол ...
Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Гарантии деятельности
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным
должностны ...
Современная российская правовая система
Произошедшие в
начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства
Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования
системы ...