Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 12
Полет в космос первого космонавта планеты, достижения народного хозяйства наглядно демонстрируют триумф не только науки, но и всей советской социально-политической системы, которая до определенного времени, безусловно, отвечала национальным интересам страны.
В своей основе система несла черты тоталитарного режима, но с заметными демократическими преобразованиями, связанными с сокращением карательно-репрессивных функций, усилением коллегиальных форм руководства.
Модификации формы правления в 1960-80 гг. не затронули ее сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть Коммунистической партии. Были сделаны попытки оживить представительную власть, расширить гражданские права, дать импульс укреплению правосудия.
Преобразования коснулись и руководящей партии. Вместо «генерального» вводилась должность «Первого секретаря ЦК КПСС.
Политбюро ЦК КПСС еще в 1952 г. было переименовано в Президиум и стало более представительным органом, включив в себя помимо ведущих секретарей ЦК КПСС, руководителей компартий союзных республик, Москвы и Ленинграда, Председателя Президиума Верховного Совета, Председателя Совета Министров, ВЦСПС, КГБ, министров обороны, иностранных дел и др. Наряду с Президиумом (Политбюро) сохранился Секретариат ЦК КПСС, возглавлявший высший партийный аппарат. Значение этого органа определялось тем, что секретари ЦК руководили специализированными отделами, которые во многом дублировали соответствующие министерства (по аналогии с нынешней Администрацией Президента России) либо направления и осуществляли руководство ими. Через Секретариат ЦК лидер партии фактически контролировал деятельность всего государственного аппарата и определял руководящий состав всех законодательных и исполнительных органов.
В системе государственной власти сохранял свое значение ЦК КПСС, состоявший в те годы из 225 членов и кандидатов, избираемых на съезде КПСС. Этот орган, по мнению ученых, на всех этапах советской власти и был настоящим парламентом страны. В анализируемый период его значение возросло. В систему КПСС входили нижестоящие краевые, областные, районные, городские комитеты партии, осуществлявшие функции контроля над всеми учреждениями.
В 1966 г. были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название «генеральный секретарь» ЦК КПСС. Начиная с середины 70-х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС.
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил новую Конституцию СССР.
При рассмотрении содержания первых трех советских конституций, можно отметить их общие характерные черты: полновластие Советов как политической основы социалистического общества; социалистическое распределение материальных благ; социалистическая собственность на средства производства; гарантированность прав и свобод; последовательное расширение круга общественных отношений, регулируемых советским конституционным законодательством.
Почти все указанные черты унаследовала Конституция СССР 1977 г. Вместе с тем, она имела ряд существенных отличий.
Смотрите также
Развитие советского трудового права
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественн ...
Преступления в области предпринимательской деятельности
Предпринимательство как социально-экономический институт и
предприниматели как социальный слой - сравнительно молодое явление на
белорусском экономическом пространстве.
С начала 90-х годо ...
Расследование разбойных нападений
Построение правового
государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания
эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное
раскрытие и рассле ...