Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 17

Как видим, полное и категорическое непризнание принципа разделения властей в его классическом понимании сменилось безусловным признанием необходимости его введения.

Подобное отношение привело к тому, что в обществе устоялось мнение о необходимости его введения в чистом виде, без анализа применимости к российским реалиям.

Принцип разделения властей практически не интерпретировался, критика по его поводу отсутствовала.

Как справедливо отмечает М.Р. Сафаров, «плюрализм и принцип разделения властей стал основным тезисом надвигающихся изменении».

В этот период принцип разделения властей получил не только формальное юридическое закрепление, но и начал реально воплощаться в жизнь.

Как отмечается в литературе, период перестройки отличался тем, что «постоянно шло активное изменение существующих государственной и политической системы общества в целом и движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей».

В самом начале перестройки продолжала доминировать идея о единстве государственной власти в лице Советов. Поэтому шла речь не столько о разделении властей, сколько о разделении государственно-властных функций между государственными органами. Причем вопрос о разделении функций переносился из государственной сферы, на партийную и общественную. Стало уделяться большее внимание четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости дублирования и подмены их друг другом.

Эти идеи и нашли свое отражение в основных нормативных правовых актах советского государства, устанавливающих систему государственной власти.

В конце 80-х - начале 90-х гг. в отношении к принципу разделения властей наметился резкий поворот. В частности, в 1991 г. был учрежден пост Президента СССР, образовывался Конституционный Суд. Это свидетельствовало о реальном выделении и укреплении исполнительной и судебной власти в механизме государства.

Закрепление в последующем в Конституции России 1992 года положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 3) означало официальное признание этой теории.

Таким образом, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой России в период перестройки принцип разделения властей не только признавался формально юридически, но и шаг за шагом стал воплощаться в практику.

Экономическая основа СССР претерпела изменения. В соответствии с действующей на тот момент Конституцией СССР предполагалось наличие следующих видов собственности: частной («советских граждан»), коллективной и государственной. Это, по нашему мнению, сделало необратимым дальнейший ход реформ.

В Конституции указывались важные принципы формы государства. Подчеркивалось, что Союз Советских Социалистических Республик -единое союзное многонациональное государство. По-новому был закреплен принцип федерализма. Подчеркивалось, что СССР образован в результате свободного самоопределения наций. Предусматривалось равноправие союзных республик и их добровольное объединение. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

    Смотрите также

    Юридические коллизии в системе правовых противоречий
    В России действует большое количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом. Нерешенность указанн ...

    Вещные права субъектов гражданского права
    Институт вещных прав и в частности, права собственности, зародился еще с древних времен. На протяжении всего времени своего существования данный этот институт совершенствовался, расширялся, ...

    Таможенное оформление
    Таможенное право России как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела. Там ...