Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 20
Основным звеном в системе местного самоуправления являлись представительные органы власти - местные Советы народных депутатов. На своей территории Советы должны были координировать деятельность всей системы местного самоуправления.
Закон закреплял демократические принципы местного самоуправления:
волеизъявления народа через Советы народных депутатов, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии;
законности;
самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;
защиты прав и законных интересов граждан;
выборности Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению;
гласности и учета общественного мнения; сочетания местных и государственных интересов.
Важной нормой являлась, статья, определяющая экономическую базу местного самоуправления. Указывалось, что ее составляли природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории.
Развивающимся институтом республиканской формы правления, можно назвать всенародное волеизъявление. Действующая Конституция указывала, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Порядок проведения референдума регламентировался Законом СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)»[1]. В нем указывалось, что в СССР народ осуществляет государственную власть, как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума.
В Законе приводилось понятие референдума. Он определялся как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.
На референдум СССР должны были выноситься предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Референдум мог проводиться по следующим вопросам:
принятия, изменения, отмены закона СССР или его отдельных положений;
принятия решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов;
выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.
Референдум СССР мог проводиться на всей территории СССР, а в необходимых случаях - и на отдельной территории.
На референдум СССР не должны выносятся следующие вопросы:
территориальные, об изменении статуса республик, границ;
об обеспечении обороны и безопасности государства;
о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан;
вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР;
касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР.
Смотрите также
Правовое положение кооперативных организаций в РФ
Кооперативы
как вид объединения коллектива единомышленников для осуществления определенной
деятельности (хозяйственной, производственной, торговой), появились в нашей
стране давно. Первые о ...
Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска
Как отмечено в Послании
Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ: «...государственная бюрократия
по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к
свободном ...
Становление парламентаризма в России
Объектом моей работы
являются особенности общественных отношений в разные исторические периоды.
Становление
органов народного представительства в политической системе Российской Федерации ...