Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 20

Основным звеном в системе местного самоуправления являлись представительные органы власти - местные Советы народных депутатов. На своей территории Советы должны были координировать деятельность всей системы местного самоуправления.

Закон закреплял демократические принципы местного самоуправления:

волеизъявления народа через Советы народных депутатов, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии;

законности;

самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;

защиты прав и законных интересов граждан;

выборности Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению;

гласности и учета общественного мнения; сочетания местных и государственных интересов.

Важной нормой являлась, статья, определяющая экономическую базу местного самоуправления. Указывалось, что ее составляли природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории.

Развивающимся институтом республиканской формы правления, можно назвать всенародное волеизъявление. Действующая Конституция указывала, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Порядок проведения референдума регламентировался Законом СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)»[1]. В нем указывалось, что в СССР народ осуществляет государственную власть, как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума.

В Законе приводилось понятие референдума. Он определялся как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.

На референдум СССР должны были выноситься предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Референдум мог проводиться по следующим вопросам:

принятия, изменения, отмены закона СССР или его отдельных положений;

принятия решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов;

выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.

Референдум СССР мог проводиться на всей территории СССР, а в необходимых случаях - и на отдельной территории.

На референдум СССР не должны выносятся следующие вопросы:

территориальные, об изменении статуса республик, границ;

об обеспечении обороны и безопасности государства;

о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан;

вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР;

касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

    Смотрите также

    Организация работы отдела вневедомственной охраны
    Практика является одной из необходимых форм подготовки студентов. Имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Студенты приобретают необх ...

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
    Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения ...

    Система управления и механизмы реализации региональной политики
    Значимость системы управления региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России наблюдаю ...