Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 23

Следующим важным институтом республиканской формы правления является право законодательной инициативы. На Съезде народных депутатов и в Верховном Совете СССР оно принадлежало народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР.

Кроме законодательных органов правом законодательной инициативы обладали Президент СССР, Совет (Кабинет) Министров СССР, Комитет конституционного надзора СССР, союзные и автономные республики в лице их высших органов государственной власти, автономные области, автономные округа, Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, Генеральный прокурор СССР, Главный государственный арбитр СССР.

Таким образом, структура органов государственной власти изменилась. К законодательной ветви власти стали относиться Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР. Президент, Совет Федерации и Кабинет Министров СССР - к исполнительной. Судебная власть была представлена Верховным судом и подчиненными ему судами.

Отдельными органами, не входившими в систему этих трех ветвей власти были Генеральная прокуратура, Контрольная палата, Комитет конституционного надзора и Государственный арбитраж.

Как нами указывалось в предыдущих параграфах, отличительной чертой советской республики является то, что органическим элементом механизма государства является правящая партия - Коммунистическая,

Во время перестройки формировалась серьезная оппозиция официальной власти. Сутью сформулированной ими программы было ограничение монополии на власть Коммунистической партии.

КПСС должна была стать парламентской партией и участвовать в политической борьбе наравне с другими партиями на демократической основе. В этот период отменяется ст. 6 Конституции, предусматривающая руководящую роль КПСС.

Однопартийности как конституционному принципу был положен конец, плюрализм и многопартийность поднимались на конституционный уровень.

Теперь данная статья формулировалась следующим образом: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами».

Ст. Конституции, посвященная праву на объединение, 14 марта 1990 г. получила новую редакцию. В ней говорилось, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Одновременно расширялись экономическая самостоятельность, права республик, автономий и территориальных единиц в экономической сфере.

Союзные и автономные республики могли обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении актов Правительства СССР, противоречащих экономическим интересам республик, а их высшие органы управления могли опротестовывать в Кабинет Министров СССР акты подведомственных ему органов и приостанавливать действие опротестовываемых актов на время их рассмотрения.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

    Смотрите также

    Принципы справедливости в уголовном праве
    Принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению относится к специально-юридически ...

    Система управления и механизмы реализации региональной политики
    Значимость системы управления региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России наблюдаю ...

    Основы экологического права
    Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изу-чающей вза ...