Полномочия Президента РФМатериалы / Полномочия Президента РФ
Закрепление и реализация принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на управление страной на основе законности во благо страны и своего народа.
Ставка на данный основополагающий принцип построения правового государства дала положительный результат при формировании и развитии систем и структур власти за рубежом.Что касается отечественного опыта, то после распада СССР и с самого начала становления Российской Федерации как суверенного государства было задано направление на создание демократического правового государства с развитым гражданским обществом и другими демократическими институтами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В ее ст. 10 закреплен и принцип разделения власти (с соответствующим механизмом «сдержек и противовесов») – одна из важнейших основ российской демократии.
Однако, как показывает российская практика, с каждым годом этот механизм, итак не особенно совершенный изначально в контексте принципа разделения власти согласно его классической трактовке, последовательно претерпевал и претерпевает сейчас немало изменений, в том числе в сторону усиления президентской вертикали власти и расширения полномочий главы государства. Особенно явно такая тенденция усилилась в последнее десятилетие, что породило даже принципиально новый для нашей страны и мировой практики государственного управления – политический институт в форме тандема «глава государства – председатель правительства».
Можно, как нам представляется, констатировать, что специфика действия конституционного принципа разделения власти в Российской Федерации заключается в фактическом становлении самостоятельной президентской власти. Реалии современной России таковы, что от эффективного использования полномочий Президента РФ зависит устойчивая работа всего государственного механизма и реализация принципа разделения власти.
В настоящее время очевидным является и то, что рассмотрение вопроса о действенности конституционного принципа разделения власти в нашей стране невозможно без обращения к анализу полномочий Президента Российской Федерации как главы государства, исследования его места и роли в системе органов государственной власти. Институт главы государства сегодня по своему правовому статусу не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вместе с тем Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с Конституцией РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, главнокомандующим Вооруженными Силами страны, возглавляет Государственный совет и Совет безопасности. Не говоря уже о множестве консультативных и совещательных органов высшего уровня государственного управления.
Обращает на себя внимание и тот факт, что за весь период существования института президентства в России, различными нормативными правовыми актами было введено более 450 новых полномочий Президента РФ в разных сферах. Среди них такие полномочия, как представление на утверждение законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, установление системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в целом. Более того, в научно-правовой среде возникла точка зрения о существовании так называемых «скрытых» полномочий Президента.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с формирование, конституционно-правовым закреплением и реализацией полномочий Президента РФ.
Предмет работы – действующее конституционное законодательство, регламентирующее полномочия Президента РФ, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, разъяснения Конституционного Суда РФ.
Целью настоящей работы является исследование конституционно-правовой регламентации полномочий Президента РФ.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные источники, регламентирующие полномочия Президента РФ.
2. Исследовать содержание и рассмотреть основания классификации полномочий Президента РФ.
3. Проанализировать объем и характер полномочий Президента РФ в системе разделения властей, а именно:
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной властью;
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью;
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью;
4. Изучить иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
- Содержание и классификация полномочий Президента РФ
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной власть
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью
- Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Смотрите также
Доверенность как правовой инструмент
Расширение прав и свобод
граждан, в том числе в сфере предпринимательства, способствовали активизации
нормотворческого процесса, ставшего характерной приметой сегодняшнего дня.
Значительно ...
Обеспечение иска
Тема, положенная в основу,
подготовленной мной курсовой работы – обеспечение иска. Данная работа состоит
из двух глав, каждая из которых содержит два параграфа.
Обеспечение иска в
гражда ...
Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Гарантии деятельности
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным
должностны ...