Содержание и классификация полномочий Президента РФ
Материалы / Полномочия Президента РФ / Содержание и классификация полномочий Президента РФ
Страница 1

Некоторыми исследователями в понятии «Президент» выделяются два подинститута: содержательный (определение в конституционном тексте места президента в системе органов государственной власти) и функциональный (совокупность основных направлений деятельности главы государства, выражающих общественное назначение президентской власти).

По мнению М.В.Баглая, статус главы государства определяется его функциями и полномочиями.

Н.Е.Колобаева элементами конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации называет: 1) ценностно-функциональное предназначение должности Президента (место Президента в системе органов государственной власти, выявляемое в его функциях); 2) конкретные правовые возможности и долженствования (полномочия и публичные права Президента) Президента и порядок их осуществления; 3) ответственность Президента Российской Федерации; 4) гарантии надлежащего осуществления предназначения, возможностей, долженствований Президента (гарантии деятельности Президента). В связи с этим компетенцию Президента составляют функции, полномочия и публичные права.

Как считает А.Н.Кокотов, «компетенцию Президента Российской Федерации составляют его полномочия, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве». Однако как справедливо уточняет С.Э.Несмеянова, «Президент Российской Федерации, являясь главой государства, обладает огромными полномочиями. Но не всегда соответствующие полномочия прописаны в Конституции достаточно четко». В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 31 июля 1995 года № 10-П и от 4 апреля 2002 года № 8-П высказана правовая позиция, согласно которой для случаев, когда порядок деятельности Президента Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83 – 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей и требованием соответствия указов и распоряжений Президента Конституции и федеральным законам.

«Президент наделен обширными полномочиями, в своей деятельности он имеет возможность оказывать существенное влияние на процессы, происходящие как в государственной, так и в общественной жизни страны». Компетенция Президента Российской Федерации не может быть конкретизирована в полном объеме закрытым перечнем полномочий: у главы государства имеются нераскрытые в Конституции и законодательстве властные прерогативы («подразумеваемые полномочия»), имманентные статусу главы государства. Некоторые из таких «скрытых полномочий» Президента были выявлены Конституционным Судом (например, включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации, временное отстранение от должности Генерального прокурора Российской Федерации на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела), некоторые определись в ходе осуществления президентской власти (например, признание новых иностранных государств, установление с ними дипломатических отношений, объявление траура). В.М.Капицын называет «скрытые» полномочия Президента разновидностью государственной дискреции.

«Полномочия главы государства касаются всех важнейших основ жизнедеятельности государства и общества». Самыми важными из таких полномочий являются полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим оружием, реализация которых осуществляется с использованием специальных технических средств – «ядерной кнопки». Исключительная стратегическая природа президентских полномочий отличает Президента от иных органов государственной власти, ставя его над ними и во главе государства.

Сказанное предполагает поиск оснований для классификации обширного объема президентских полномочий. В конституционно-правовой науке имеются различные классификации полномочий Президента. Самой распространенной является классификация полномочий Президента по сферам деятельности: 1) в законодательной сфере; 2) в исполнительной сфере; 3) в судебной сфере; 4) в области обороны и безопасности; 5) в сфере прав и свобод личности; 6) в сфере внешней политики; 7) в сфере кадровой политики; 8) в сфере координации деятельности органов государственной власти. В.А.Кочев делит полномочия Президента по ветвям власти, а также добавляет такие группы: в сфере международных отношений; в сфере правового статуса личности.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
    Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая р ...

    Женская преступность, ее особенности
    Успешное предупреждение преступности предполагает предварительный глубокий анализ всех ее составных частей, современных тенденций и процессов и, конечно, причин. Не менее ва ...

    Система здравоохранения в Российской Федерации
    Система здравоохранения- это совокупность взаимосвязанных мероприятий, который содействуют укреплению здоровья и проводится на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физ ...