Содержание и классификация полномочий Президента РФ
Материалы / Полномочия Президента РФ / Содержание и классификация полномочий Президента РФ
Страница 2

А.Н.Кокотов условно подразделяет президентские полномочия на полномочия Президента как главы государства и фактического главы исполнительной власти. «В числе полномочий Президента как главы государства его полномочия в области: 1) международных отношений Российской Федерации; 2) взаимоотношений Российской Федерации с индивидами; 3) обеспечение согласованной деятельности государственного аппарата; 4) законотворчества; 5) выборов и референдумов; 6) правосудия и прокурорского надзора; 7) безопасности и обороны».

Как отмечает Н.Е.Колобаева в своей диссертации, основной, наиболее оптимальной, классификацией может считаться разделение президентских полномочий на группы сообразно функциям Президента. В связи с этим выделяются полномочия Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, полномочия Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, полномочия Президента по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, полномочия по представлению Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях и полномочия по обеспечению собственной деятельности.

Наряду с приведенными классификациями президентских полномочий, по нашему мнению, может использоваться и ряд других. В качестве критериев могут быть взяты: природа и источники закрепления полномочий, конструкция полномочий, конституционное значение полномочий, их предметная и адресатная направленность.

Исходя из природы и источников закрепления полномочия Президента Российской Федерации могут быть разделены на конституционные (прямо установленные в тексте Конституции Российской Федерации), «скрытые» конституционные (выявленные Конституционным Судом Российской Федерации), законодательно установленные (прямо сформулированные в тексте федеральных конституционных законов и федеральных законов) и «подразумеваемые» (выявляемые в ходе осуществления правотворческой деятельности главы государства).

Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, обладает полномочием по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до вступления в силу соответствующих законодательных актов.

Основываясь на различиях в конструкциях, использованных в Конституции и законодательных актах, можно обосновать тезис о возможности классификации всех президентских полномочий на императивные и диспозитивные. При таком подходе весь объем президентской компетенции в полной мере исчерпывается полномочиями, поскольку публичные права главы государства представляют собой диспозитивные полномочия.

Используя такой критерий, как конституционное значение, можно выделить исключительные и ординарные президентские полномочия. Исключительными можно назвать предусмотренные п. «б» и «в» ст. 84 и ст. 134 Конституции полномочия по роспуску Государственной Думы, назначению референдума Российской Федерации, внесению предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации (в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции названные полномочия не могут осуществляться исполняющим обязанности Президента). Кроме того, к ним могут быть причислено полномочие по обращению к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, а также связанные с ним полномочия по определению основных направлений внешней и внутренней политики государства, полномочия в отношении стратегических ядерных сил и тактического ядерного оружия.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Приватизация государственного имущества
    С начала радикальных экономических реформ в России одной из главных задач стало реформирование отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника, хозяина на средст ...

    Значение процессуальных гарантий права на судебную защиту
    Гражданская процессуальная форма защиты права в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. ...

    Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
    Актуальность исследования определяется рядом причин политического, социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных направлений политики государства, осуществляемой в ...