Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Страница 1

С момента вступления России в третье тысячелетие произошло много перемен в управлении делами общества и государства. Они непосредственным образом затронули систему власти и общественно-политический уклад страны.

Наметившаяся с 2000 тенденция централизации власти сменилась либеральными реформами, переходом на инновационный путь развития экономики, модернизацией политической системы. Особенно заметно последнее, если проанализировать инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, который в своем Послании Федеральному Собранию 2008 года указал на несовершенство демократических институтов и политической системы нашей страны в целом. Уже тогда было сформулировано 10 позиций по совершенствованию демократических основ российской государственности и взят курс на децентрализацию, гуманизацию и укрепление правовых основ политической системы, обращалось внимание на необходимость повышения качества народного представительства во власти. Однако фактическая реализация этих позиций стала заметна лишь в последнее время, когда глава государства внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ пакет законопроектов, направленных на модернизацию избирательной системы и совершенствование механизмов политических выборов и создание эффективного и более гибкого плюрализма для обеспечения доступа к участию во власти больших слоев и групп населения.

Статья 84 Конституции РФ закрепляет ряд основных полномочий Президента РФ в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы ГД ФС РФ. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов ГД ФС РФ назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законом об основных гарантиях, Законом о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания ГД ФС РФ в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов ГД ФС РФ в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Дума предыдущего созыва (ч. ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

По буквальному смыслу п. "б" ст. 84 случаи и порядок роспуска ГД ФС РФ Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Думу. Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск ГД ФС РФ как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или соответственно продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Думой.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Счетная палата РФ как высший специальный орган государственного финансового контроля и ее функции
    Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитны ...

    Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст.145.1 УК РФ
    Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. На нынешнем этапе актуальность ее с каждым днем значительно возрастает, ...

    Расследование разбойных нападений
    Построение правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное раскрытие и рассле ...