Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Страница 2

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском ГД ФС РФ (а в случае, предусмотренном ст.

111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать ГД ФС РФ не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения СФ ФС РФ (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать СФ ФС РФ. Таким образом, СФ ФС РФ, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов Российской Федерации и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска ГД ФС РФ и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. "б" ст. 84, ч. ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни верхней палатой Федерального Собрания. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти.

Говоря о взаимоотношениях Президента и парламента, нельзя не упомянуть и об институте полномочных представителей Президента РФ в Федеральном Собрании. Полномочные представители Президента в Совете Федерации и Государственной Думе от имени Президента представляют на заседаниях соответствующей палаты внесенные Президентом проекты законов о поправках в Конституцию и о ее пересмотре, другие законопроекты и поправки к рассматриваемым в палатах законопроектам, а также обращения Президента к Федеральному Собранию и его палатам; представляют на заседаниях соответствующей палаты обоснования отклонения Президентом принятых федеральных законов; привлекают по согласованию с соответствующей палатой должностных лиц Администрации Президента, Правительства, а также разработчиков законопроектов, ученых и экспертов для представления в палате законопроектов, внесенных Президентом; участвуют в формировании планов законопроектной работы, а также предложений к повестке дня соответствующей палаты.

Полномочный представитель Президента в Совете Федерации по поручению Президента представляет в этой палате вносимые на утверждение в соответствии со статьей 102 Конституции РФ указы Президента о введении военного положения или чрезвычайного положения, а также предлагаемые Президентом кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочный представитель Президента в Государственной Думе по поручению Президента представляет в палате предлагаемые Президентом кандидатуры на должности, указанные в статье 83 Конституции РФ, то есть кандидатуры на должности Председателя Правительства, Председателя Центрального банка, а также дипломатических представителей за рубежом.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
    В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения. Усовершенствование н ...

    Функции норм права
    В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях. В математике под функцией понимается зависимая переменная величина, т. е. величина, изменяющаяся по мере изменения друго ...

    Расследование разбойных нападений
    Построение правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное раскрытие и рассле ...