Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Страница 5

В связи с этим при рассмотрении вопроса об институте посланий главы государства в механизме легитимации государственной власти особое внимание следует обратить на основной, политический, аспект роли посланий Президента РФ в данном механизме.

В этом случае институт посланий главы государства выступает в качестве ориентира для граждан при восприятии ими государственной власти в России в лице Президента, понимании его влияния на значимые сферы общественной жизни, оценке осуществляемых политических, социально-экономических преобразований и поддержке установленного им государственного курса.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Содержание Бюджетного послания Президента РФ включает в себя основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. В Бюджетном послании подводятся итоги завершившегося финансового года, определяются приоритетные задачи бюджетной политики, которые должны быть решены в очередном финансовом году и плановом двухлетнем периоде. Хотя Бюджетное послание адресовано Федеральному Собранию, т.е. определяет основные направления федеральной бюджетной политики, оно имеет большое значение и при составлении проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Так, в бюджетных посланиях освещаются проблемы и определяются приоритеты развития межбюджетных отношений.

Официально составление бюджета начинается с Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год, хотя фактически это происходит раньше. Послание определяет основные направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.

Структура и содержание бюджетного послания Президента РФ зависит от сложившейся экономической ситуации в стране и основных направлениях развития бюджетной политики в плановом периоде.

Как известно, сама правовая политика, будучи самостоятельной формой государственной политики и являясь средством юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур, воплощается прежде всего в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах. Касательно государственной долговой политики России к таким нормативным актам относятся прежде всего Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год. Концептуальное значение для реализации российской финансово-правовой политики в сфере государственного долга имеют также такие нормативно-правовые акты, как бюджетные послания Президента РФ. Важно заметить, что указанные послания являются обязательными в силу ст. 170 БК РФ. В них находит политическое воплощение и правовое закрепление ряд актуальных направлений реализации как финансовой, так и финансово-правовой политики, однако, к сожалению, без какого-либо отграничения первых от вторых. В связи с этим ученым-финансоведам приходится самостоятельно выявлять и систематизировать, исходя из общего массива финансово-правовых норм, конкретные положения, содержащиеся в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, относящиеся к общим и специальным (институциональным) направлениям финансово-правовой политики (в т.ч. к сфере госдолга и т.п.).

Бюджетные послания Президента РФ на последующие годы также содержат и закрепляют основные стратегические и тактические направления финансово-правовой политики Российского государства в рассматриваемой сфере. Так, например, в специальном разделе Послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2002 год" было закреплено конкретное содержание политики в области управления госдолгом, которое заключалось в создании единой системы управления госдолгом (унифицированной системы учета госдолговых обязательств), выработке и реализации единой стратегии управления госдолгом. Законодателю предлагалось усовершенствовать национальное законодательство в сфере государственных долговых отношений посредством анализа и обобщения традиционных и апробированных экономических (финансовых) механизмов оптимизации государственных долгов, применяемых в мировой практике, что является ярчайшей иллюстрацией взаимодействия правоприменительной и концептуальной частей правовой политики государства в рассматриваемой сфере. В формировании же концепции правовой политики в сфере управления госдолгом особую роль, на наш взгляд, призваны сыграть как теоретические научные разработки, так и принятые на их основе и оформленные посредством правовых норм доктринальные правовые акты (Концепции, Программы, Основы и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 

    Смотрите также

    Изучение понятия преступления и его признаков
    Понятие преступления выступает в роли одной из значимых категорий уголовного права. Все другие понятия и категории уголовного права связаны с преступлением. Наука уголовного права устана ...

    Место Президента РФ в системе разделения властей
    Актуальность темы в необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены Президенту Российской Федерации по Конституции РФ. ...

    Деятельность местных исполкомов
    Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г. по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...