Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Страница 4

Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления.

По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках.

Послания Президента РФ - это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основные направления внутренней и внешней политики государства. Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

Под посланием президента понимается обращение президента страны к парламенту (письменное или устное, зачитываемое самим президентом). Буржуазные конституции рассматривают послания президента как метод информирования парламента о политике правительства. Послания президента наиболее распространены в так называемых президентских республиках, где президент одновременно является главой правительства. В таких странах послания президента могут представлять собой фактически форму осуществления главой государства права законодательной инициативы

Принимая во внимание многообразие точек зрения на понятия "легитимация" и "легализация", мы предлагаем собственную трактовку легитимации как процесса, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. правильности, оправданности, целесообразности, законности, и другие признаки соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, коллективов и общества в целом как внутри страны, так и за ее пределами. При этом легитимация является двусторонним процессом и отражает не только признание власти подвластным субъектом, но и осознание потенциальным носителем легитимной власти права на власть и, самое главное, способности осуществлять эту власть. Таким образом, понятие "легитимация" шире, чем "легализация", и включает (может включать) ее в себя.

Понятия "легитимность" и "легитимация" взаимосвязаны и взаимозависимы в процессе конституирования государственной власти. Мы предлагаем рассматривать легитимность как свойство государственной власти, легитимацию - как процесс признания и узаконения государственной власти, а две эти категории в системе установления власти - как механизм легитимации государственной власти. Итак, под механизмом легитимации государственной власти предлагается понимать комплексную систему воспроизводства публичного политического властвования, включающую совокупность элементов (субъекта, объекта, условий, средств и принципов), при помощи которых осуществляется процесс признания и узаконения государственной власти.

При этом, говоря о механизме легитимации государственной власти, необходимо обратить внимание на то, что в зависимости от конкретной функции легитимности (функции обоснования, функции санкционирования и функции оформления) следует различать доктринальный, политический и юридический механизмы легитимации государственной власти соответственно.

Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ осуществляется с учетом приоритетных задач, поставленных в ежегодных посланиях главы государства. Законопроекты, вносимые Президентом и Правительством в целях реализации посланий, рассматриваются в первоочередном порядке.

Юридический аспект института посланий Президента состоит в том, что этот институт является скорее вспомогательным инструментом поддержания статуса Президента РФ в глазах граждан, нежели механизмом обеспечения легальности его функционирования. Легальность института президентства обеспечивается иными средствами конституционного строительства, прежде всего выборностью главы государства в соответствии с законодательством России.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике
    Криминалистическая фотография один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, испол ...

    Рассмотрение дел судом присяжных
    Институту присяжных заседателей - не одно тысячелетие. В том виде, в каком данный вид правосудия известен россиянам, суды с участием присяжных заседателей существуют по крайней мере лет 600 ...

    Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии Конституции РФ 1993 г., ...