Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Материалы / Полномочия Президента РФ / Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Страница 1

В настоящем параграфе, прежде всего, обратим внимание на внешнеполитические полномочия Президента РФ, а также рассмотрим проблему «скрытых» полномочий Президента.

В соответствии с действующей Конституцией РФ Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ, а также гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно п. 3 ст. 80 Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации возглавляет организационную структуру конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ и руководит ее осуществлением. Регулятивную основу внешнеполитической деятельности Президента РФ определяет Конституция РФ, а также другие нормативно-правовые акты. Российское законодательство пока не детализирует и не развивает конституционные положения, касающиеся компетенции Президента РФ и в том числе его внешнеполитических полномочий. Реальное осуществление полномочий главы государства зависит не только от конституционных установлений, но и от сложившейся практики во внешнеполитической жизни страны.

Анализ внешнеполитических полномочий Президента РФ и его деятельности свидетельствует, что, как конституционные полномочия, так и практическая деятельность Президента РФ охватывают почти всю область внешней политики Российского государства. Фактически большинство государственных органов, наделенных отдельными внешнеполитическими полномочиями и принимающих, в той или иной степени, участие в осуществлении внешней политики страны, находятся в подчиненном положении по отношению к фактической роли Президента РФ во внешней политике государства.

Исключение составляют палаты Федерального Собрания, т.к. законодательная деятельность Федерального Собрания РФ не подконтрольна Президенту РФ и при необходимости палаты могут преодолеть вето Президента, наложенное на закон, регулирующий отношения в области внешней политики. Правовое регулирование и практика внешнеполитической жизни России свидетельствует о том, что все внешнеполитические шаги, предпринимаемые Правительством РФ и Министерством иностранных дел, согласуются с Президентом РФ или его администрацией. В этой связи необходимо отметить тот факт, что особое место среди государственных органов, составляющих организационную основу конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, занимает специализированный внешнеполитический государственный орган - Министерство иностранных дел РФ, главной задачей которого является практическая реализация внешнеполитического курса страны. Министерство иностранных дел играет важнейшую роль в обеспечении реализации Президентом РФ его внешнеполитических полномочий.

Конституционное право Президента РФ на осуществление общего руководства внешней политикой находит свое выражение в том, что Президенту РФ непосредственно подчинены все государственные органы, наделенные полномочиями в области внешней политики. Так, глава государства осуществляет непосредственное руководство внешнеполитической деятельностью МИД России, ФСБ России, Службы внешней разведки, Министерства обороны, Совета Безопасности Российской Федерации. Формы такого руководства весьма разнообразны. Это регулярные доклады руководителей данных ведомств об их деятельности в решении, в том числе, и вопросов внешней политики, в ходе которых глава государства дает поручения и определяет сроки их исполнения. Периодически Президент РФ выступает на совещаниях руководящего состава этих ведомств, на которых определяются задачи и направления, в том числе и их внешнеполитической деятельности.

Особое место среди этих органов занимает Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое является специализированным исполнительным государственным органом в области внешней политики.

Утверждая указом положения об этих органах исполнительной власти, Президент РФ определяет объем их внешнеполитических полномочий, задачи и функции этих органов в области осуществления внешней политики.

Непосредственное подчинение упомянутых выше государственных органов вытекает из конституционного права Президента РФ на руководство внешней политикой страны, а также ст. 32 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ. Такой порядок обусловлен прерогативами Президента РФ представлять государство в международных отношениях. Эти прерогативы предполагают согласованное функционирование всего конституционно-правового механизма осуществления внешней политики страны под руководством главы государства.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Правовое регулирование создания юридического лица
    Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридич ...

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...

    Наставничество в Красносельской управе
    Актуальность выбранной для исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, во всех сферах деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...