Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Материалы / Полномочия Президента РФ / Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Страница 5

Во-вторых, требуется провести детальную регламентацию полномочий Президента РФ отдельным нормативным правовым актом в форме федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации». Наличие такого акта позволит избежать нередко встречающиеся пространные толкования положений Конституции Российской Федерации относительно правового статуса главы государства и его взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

В предлагаемом законе требуется привести в соответствие законодательно закрепленные полномочия с полномочиями арбитра (как следует из положений Конституции), а не непосредственного контролера и руководителя, участника процесса во всех сферах деятельности исполнительной власти, диктующего «правила игры» на политической арене. Кроме того, необходимо будет конституционно также закрепить положение о том, что порядок осуществления полномочий Президента РФ и их объем определяются федеральным конституционным законом. Предлагаемый Федеральный конституционный закон должен собрать воедино полномочия Президента РФ по всем сферам деятельности, которые содержатся сейчас во множестве нормативных правовых актов. Важно в указанном законе ввести запрет на издание собственно Президентом РФ нормативных правовых актов, наделяющих его же самого дополнительными полномочиями. Это позволит сделать полномочия главы государства более строгими, понятными и прозрачными.

В-третьих, следует внести изменения и в части объема полномочий Президента РФ в отношении Правительства РФ, и самого основного из них – возможности отставки последнего (ст. 117 Конституции РФ). Как известно, демократия – «власть народа», а представители народа сосредоточены в выборном законодательном органе – Государственной Думе Федерального Собрания РФ, то логичным будет наделить Парламент РФ определенными «сдержками и противовесами» в отношении Правительства РФ. В частности, считаем необходимым вопрос об отставке Правительства РФ причислить к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ, с той лишь оговоркой, что предложение об отставке будет исходить от Президента РФ по его усмотрению в период действия Государственной Думы и в обязательном порядке после избрания ее нового состава.

В-четвертых, похоже, что требуется также внести изменения в существующее законодательство для создания в России эффективного механизма «сдержек и противовесов», наиболее оптимальной на данном этапе сбалансированной системы власти. Баланс ветвей государственной власти, как уже говорилось, будет соблюден лишь тогда, когда принятие решений каждой из них не будет «замыкаться» в итоговой инстанции на Президенте России в силу его контрольных и исполнительно-распорядительных полномочий, а будут созданы реальные противовесы, препятствующие узурпации власти «в одних руках». Это может быть достигнуто посредством обеспечения эффективного парламентского контроля, фактической независимости судебной власти в контроле за законностью решений и действий государственных органов, повышения исполнительской дисциплины при реализации государственных решений, а также обеспечения одной из важных основ демократического государства – многопартийности. Достижение реального баланса властных сил в Российской Федерации поможет решить ряд существующих проблем, поможет устранить множество преград на пути к политическому и идеологическому многообразию, эффективному механизму участия народа в государственной политике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

    Смотрите также

    Анализ особенностей правового регулирования заключения и расторжения брака по законодательству развитых стран
    В нынешних условиях интенсивных межгосударственных обменов брачно-семейное право, как никакая другая совокупность отношений и правил, их регулирующих, подвержена действию законов международ ...

    Правовая сущность института особенностей расследования преступлений
    История злоупотреблений с пластиковыми картами началась с момента их появления. Первое время все было просто: мошенники пользовались потерянными или украденными карточками. Тогда же появили ...

    Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
    В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения. Усовершенствование н ...