Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Материалы / Полномочия Президента РФ / Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Страница 4

Представляется, что баланс ветвей власти будет соблюден лишь тогда, когда принятие решений каждой из ветвей власти не будет «замыкаться» в итоговой инстанции на Президенте РФ в силу его контрольных и исполнительно-распорядительных полномочий, а будут созданы реальные противовесы, препятствующие узурпации власти «в одних руках» (главы государства или ветви власти).

Как видно, шаги в этом направлении делаются и конкретные проекты управленческих решений разрабатываются, и хочется надеяться на то, что они будут эффективны и доведены до логического завершения во имя создания, а не только провозглашения в Российской Федерации правового демократического государства.

Следует признать, что предполагаемый с самого начала принятия Конституции РФ дисбаланс ветвей власти стал причиной формирования института главы государства с расширительной трактовкой его полномочий, все более закрепляемых федеральными законами, указами Президента РФ и актами Конституционного Суда РФ. Исторические предпосылки развития института президентства в РФ дают нам основания делать выводы о тенденции выделения главного политического актора, которая предопределена совокупностью оснований как исторического, так и сугубо институционального характера.

Анализ федеральных законов и иных нормативных правовых актов и практика применения принципа разделения власти позволяют говорить об особом месте Президента Российской Федерации в системе государственной власти. Оно характеризуется большим объемом политических и даже исполнительно-распорядительных полномочий главы государства в отношении ветвей власти и одновременной «непринадлежностью» ни к одной из них. При этом необходимо и движение вперед, необходимы системные изменения существующего законодательства, направленные на создание более эффективных «сдержек и противовесов» президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Необходимо более четкое структурирование и закрепление исчерпывающего перечня полномочий Президента РФ во избежание неточного, а тем более, произвольного толкования положений Конституции РФ и создания условий для не всегда оправданного усиления президентской власти.

Вместе с тем надо учитывать, что исторические предпосылки в России таковы, что всегда система власти у нас «замыкалась» на сильном единоличном главе государства или коллегиальном органе. Поэтому менять коренным образом расстановку сил в системе государственной власти нецелесообразно. По нашему мнению, следует взять ее за основу и внести поправки в отношении объема полномочий и ограничительно-контролирующих механизмов, которые стали бы доступны законодательному органу государственной власти.

Определяя параметры рациональной модели государственной власти, следует принимать во внимание и то, что смешанная модель, существующая в Российской Федерации, опробована опытным путем. Вопрос в данном случае заключается в том, насколько она себя зарекомендовала и высока ли ее эффективность. Последние события, происходившие в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента Российской Федерации, позволяют говорить о том, что конечная цель – обеспечение защиты прав и интересов граждан и достойных условий для их существования – в полной мере пока нами не достигнута.

Основываясь на вышеизложенном, а также на опыте иностранных государств, а также учитывая исторические и политико-правовые особенности Российского государства, можно предложить некоторые меры по совершенствованию законодательной базы для создания в Российской Федерации как демократическом правовом государстве эффективного механизма «сдержек и противовесов».

Во-первых, следует внести законодательные изменения, затрагивающие систему власти с целью обеспечения «более сбалансированного перераспределения» властных полномочий при соблюдении принципа разделения власти. И начать эти изменения целесообразно с отмены процедуры сложения полномочий Правительства РФ перед вновь избранным Президентом РФ и введения положения о невозможности роспуска Президентом РФ Парламента РФ после неодобрения кандидатуры Председателя Правительства РФ в третий раз. Особенно важно последнее. В сложившихся обстоятельствах Президент РФ фактически вправе выбирать по своему усмотрению Председателя Правительства РФ. По нашему мнению, в данном смысле правильнее будет соблюсти изначальный смысл одобрения кандидатуры Председателя Правительства РФ, отведя в этом процессе основную, а не только формальную роль Парламенту РФ и закрепив определенное количество раз, которое одна кандидатура может выдвигаться Президентом РФ, – например, 2 раза или оставить, как сейчас, 3 раза. При этом, следует закрепить невозможность роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ в случае неодобрения кандидата, а оставить допустимым такой роспуск только в случае, если Государственная Дума отклонит, предположим, 3-х разных кандидатов. Тогда отчасти монополизм власти исчезнет и появится возможность проведения двухсторонних дискуссий для достижения консенсуса по государственным вопросам, в том числе, структурным. В этой связи является уместным видоизменить ст. 116 Конституции РФ в части сложения полномочий Правительства РФ перед Президентом РФ на сложение полномочий перед новой Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Это подчеркнет понятную зависимость формирования Правительства РФ от выбора представителей народа, которые соответственно в определенной степени будут влиять на состав Правительства РФ, хотя бы в отношении его Председателя.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Юридические коллизии в системе правовых противоречий
    В России действует большое количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом. Нерешенность указанн ...

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Применение арбитражами коллизионных норм иностранного права
    В настоящее время вследствие расширения международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества значительно возросло число споров с участием иностранных лиц, ...