Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
Материалы / Полномочия Президента РФ / Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
Страница 1

Действующая Конституция существенно модифицировала институт Президента. В частности, в процессе разработки проекта действующей Конституции столкнулись две позиции относительно места и роли Президента в системе государственной власти: одни участники Конституционного совещания 1993 г.

предлагали определить его статус через понятие "высшее должностное лицо", другие - "высшее должностное лицо и глава государства". В итоге Конституция определила статус Президента РФ в качестве главы государства. Это означало существенную по сравнению с начальным этапом российской президентуры ("высшее должностное лицо и глава исполнительной власти") трансформацию института Президента, изменение его места и роли в механизме государственной власти, обновление функций и полномочий, характера взаимоотношений с парламентом и правительством и т.п., в свою очередь обусловленного во многом обновленным видением принципа разделения властей.

Конституционное провозглашение разделения властей как принципа построения российской государственности объективно предполагает наличие такого органа, который гарантировал бы от разрыва и противостояния властей - в этом отечественное государствоведение видит гарантию от повторения ситуации октября 1993 г. В связи с этим Президент РФ рассматривается как персонификация российской государственности.

Президент РФ не должен быть непосредственным и заинтересованным участником споров и конфликтов между законодательной и исполнительной властями или споров и конфликтов между Федерацией в целом и ее субъектами, а также между самими субъектами. Его роль значительно выше, поскольку он интегрирует интересы всего общества и персонифицирует государство в целом. Именно поэтому Президент согласно действующей Конституции является не главой исполнительной власти, как это было установлено прежней Конституцией, а главой государства; на него возложены некоторые функции арбитра, он призван обеспечить взаимодействие парламента и правительства, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и других конституционных норм.

Согласно Конституции Президент РФ является первым органом государственной власти. Именно с него в ст. 11 Основного Закона начинается перечисление федеральных органов государственной власти, чем в дальнейшем определяется очередность конституционного описания их статуса в гл. 4 - 7. Существенное значение при этом имеет указание Конституции на то, что Президент РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Это означает, что согласно Конституции глава государства по своему статусу, функциям, полномочиям и ответственности не может квалифицироваться как "федеральный президент", он - Президент РФ.

Природа института главы государства особенно наглядно проявляется в конституционных функциях Президента РФ, которыми предопределяется круг его полномочий и характер взаимодействия с иными федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

В частности, ст. 80 Конституции РФ возлагает на Президента РФ ряд функций, доминирующее место в числе которых имеет интеграционная. Указанная функция проявляется в различных аспектах. Во-первых, в самом словосочетании "глава государства" содержится указание на то, что Президент РФ как неколлегиальный и первый в конституционной системе власти орган олицетворяет единство и целостность Российского государства и политическое единство общества, а его полномочия служат для выражения и обеспечения этого единства. При этом Президент олицетворяет такое единство как внутри страны, так и в международных отношениях. Во-вторых, указанная функция проявляется в том, что Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Именно в связи с получившим закрепление в Конституции новым видением принципа разделения властей, гарантирующего от их разрыва и противостояния, глава государства не только выступает воплощением единства власти, но и выполняет координационную функцию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Управление в черезвычайных ситуациях
    На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...

    Органы местного самоуправления в России
    Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономичес ...

    Система организационно-инспекторских аппаратов МВД
    Экономические и социально-политические реформы затронули практически все стороны жизнедеятельности общества. Развитие рыночных отношений повлекло за собой не только позитивные сдвиги, но и ...