Нормативные правовые акты, регламентирующие
полномочия Президента РФМатериалы / Полномочия Президента РФ / Нормативные правовые акты, регламентирующие
полномочия Президента РФСтраница 4
Но вернемся к статье 80 Конституции РФ. Часть 3 данной статьи предоставляет Президенту право определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Это означает, что именно глава государства обладает правом формулировать их (в реализации же внутренней и внешней политики государства участвует не только Президент, но и другие федеральные органы власти).
Это особо подчеркнул Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию в 2000 году: "Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение". Однако в Конституции очерчиваются и границы данной президентской прерогативы, так как указывается, что определение основных направлений внутренней и внешней политики осуществляется в соответствии с Конституцией и федеральными законами.Наконец, часть 4 статьи 80 Конституции говорит о том, что Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент представляет федеральные органы власти во взаимоотношениях с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всевозможными институтами гражданского общества. В международных же отношениях Президент представляет Россию "не в качестве федерального уровня власти и не в качестве государства-аппарата, а в качестве субъекта международных отношений, как страну - суверенное и независимое государство. Это прежде всего означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному должностному лицу РФ".
Указание в Конституции Российской Федерации на осуществление Президентом Российской Федерации государственной власти в качестве самостоятельного субъекта обусловливает исследование внешних параметров этой власти.
Прежде всего президентская власть, как и любое другое направление государственного властвования, реализуется посредством функционирования государственных органов. Термин "президентская власть" в данном случае не в полном объеме отражает организационные начала президентской власти, поскольку осуществляется она не только главой Российского государства, но и иными органами и должностными лицами.
Вся совокупность органов, реализующих президентскую власть, в научной литературе именуется различным образом. Часть исследователей применяет термин "механизм президентской власти". Отдельные исследователи используют понятие "исполнительный аппарат Президента". Встречается позиция о том, что совокупность органов при Президенте образует "форму президентской власти". С.А. Авакьян придерживается позиции, что для охвата всей совокупности структур, участвующих в осуществлении президентской власти, подошло бы понятие "команда Президента". Применение различных терминов в отношении всей структуры президентской власти не столько отражает различные лингвистические предпочтения соответствующих исследователей, сколько указывает на содержание механизма президентской власти в их интерпретации.
Представленные подходы, по нашему мнению, свидетельствуют о существующих теоретических и практических трудностях в исследовании организационных основ президентской власти, не в последнюю очередь обусловленных неоднородностью структуры президентской власти, ее динамизмом, а также интегрирующими характеристиками президентской власти.
Таким образом, в настоящее время представляется весьма затруднительным обосновать оптимальный термин, который бы точно отражал содержание структуры президентской власти, в связи с чем более плодотворным с точки зрения научного познания президентской власти видится исследование особенностей ее организационных основ. Для этого необходимо определиться с органами и должностными лицами, участвующими в реализации и способствующими реализации президентской власти. На этот счет в науке права также нет единства мнений.
Смотрите также
Трудовое право
Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его
определение. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение
трудового договора как соглашения, но и его функции, знач ...
Субъекты налоговых правоотношений
В настоящее время есть необходимость
теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового
права в частности. Актуальность выбранной темы курсовой работы обу ...
Отрасли права - понятие и виды
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и
общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.
Соответственно и право, отражая общественные ...