Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
Материалы / Полномочия Президента РФ / Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
Страница 4

Но вернемся к статье 80 Конституции РФ. Часть 3 данной статьи предоставляет Президенту право определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Это означает, что именно глава государства обладает правом формулировать их (в реализации же внутренней и внешней политики государства участвует не только Президент, но и другие федеральные органы власти).

Это особо подчеркнул Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию в 2000 году: "Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение". Однако в Конституции очерчиваются и границы данной президентской прерогативы, так как указывается, что определение основных направлений внутренней и внешней политики осуществляется в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Наконец, часть 4 статьи 80 Конституции говорит о том, что Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент представляет федеральные органы власти во взаимоотношениях с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всевозможными институтами гражданского общества. В международных же отношениях Президент представляет Россию "не в качестве федерального уровня власти и не в качестве государства-аппарата, а в качестве субъекта международных отношений, как страну - суверенное и независимое государство. Это прежде всего означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному должностному лицу РФ".

Указание в Конституции Российской Федерации на осуществление Президентом Российской Федерации государственной власти в качестве самостоятельного субъекта обусловливает исследование внешних параметров этой власти.

Прежде всего президентская власть, как и любое другое направление государственного властвования, реализуется посредством функционирования государственных органов. Термин "президентская власть" в данном случае не в полном объеме отражает организационные начала президентской власти, поскольку осуществляется она не только главой Российского государства, но и иными органами и должностными лицами.

Вся совокупность органов, реализующих президентскую власть, в научной литературе именуется различным образом. Часть исследователей применяет термин "механизм президентской власти". Отдельные исследователи используют понятие "исполнительный аппарат Президента". Встречается позиция о том, что совокупность органов при Президенте образует "форму президентской власти". С.А. Авакьян придерживается позиции, что для охвата всей совокупности структур, участвующих в осуществлении президентской власти, подошло бы понятие "команда Президента". Применение различных терминов в отношении всей структуры президентской власти не столько отражает различные лингвистические предпочтения соответствующих исследователей, сколько указывает на содержание механизма президентской власти в их интерпретации.

Представленные подходы, по нашему мнению, свидетельствуют о существующих теоретических и практических трудностях в исследовании организационных основ президентской власти, не в последнюю очередь обусловленных неоднородностью структуры президентской власти, ее динамизмом, а также интегрирующими характеристиками президентской власти.

Таким образом, в настоящее время представляется весьма затруднительным обосновать оптимальный термин, который бы точно отражал содержание структуры президентской власти, в связи с чем более плодотворным с точки зрения научного познания президентской власти видится исследование особенностей ее организационных основ. Для этого необходимо определиться с органами и должностными лицами, участвующими в реализации и способствующими реализации президентской власти. На этот счет в науке права также нет единства мнений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Трудовое право
    Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его опре­деление. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение трудового договора как соглашения, но и его функ­ции, знач ...

    Субъекты налоговых правоотношений
    В настоящее время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности. Актуальность выбранной темы курсовой работы обу ...

    Отрасли права - понятие и виды
    Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные ...