Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 22
Президент СССР обладал полномочия в сфере чрезвычайной деятельности государства. Он имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах, ввести временное президентское правление на той или иной территории.
В соответствии с действовавшим законодательством, Президент СССР:
выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;
принимал необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;
представлял Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;
обеспечивал взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;
представлял Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны;
информировал Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;
представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представлял этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;
входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;
ставил перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР;
по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР.
Важные функции были у Президента и в сфере законодательной власти. Его компетенция в этой сфере заключалась в следующем:
подписание законов СССР;
он был вправе возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывал закон;
приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.
В случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, Президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удавалось, и могла возникнуть реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.
Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.
Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации были вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Смотрите также
Финансовое право
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью
использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по
целенаправленному и планомерному образова ...
Нейтралитет во время войны
До Великой Октябрьской
социалистической революции развитие нейтралитета было тесно связано с
существованием «права» государств на войну. Нейтралитет во время войны –
международно-правовое п ...
Расследование разбойных нападений
Построение правового
государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания
эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное
раскрытие и рассле ...