Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 10

Формально, такие органы как Верховный Совет и Совет Народных Комиссаров СССР не прекратили своего существования. Высшими партийными органами оставались Политбюро и ЦК ВКП(б). Однако их полномочия, функции и структура также изменились в соответствии с военной обстановкой.

Государственный Комитет Обороны оказался необходимым звеном в механизме управления страной, а его деятельность по сосредоточению усилий народа и государства на разгром имела важное значение.

Окончание Второй мировой войны поставило перед системой государственной власти и управления новые задачи.

Война задержала, ослабила на длительное время цивилизационное развитие воевавших стран. Острое послевоенное противостояние бывших союзников, двух враждебных лагерей, «холодная война» определили во многом состояние советского государственного управления, жесткое своеобразие его перестройки на мирный лад.

Государственное управление перестраивалось на основе и в соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг., в котором были определены основные задачи, направления, методы работы властных и управленческих структур. Основными направлениями этого процесса являлись:

демилитаризация, отказ от законов, задач, функций военного времени, переход на мирное государственное управление, обновление личного состава управленческого аппарата;

упразднение неконституционных чрезвычайных органов управления;

сохранение партийного руководства в государственном управлении, его усиление.

В стране были проведены всенародные выборы в Верховные Советы СССР и союзных республик. В результате выборов была существенно обновлена вся система органов законодательной власти, сокращен состав президиумов союзного и республиканских Верховных советов, расширена их компетенция, упорядочена работа постоянных комиссий местных советов, законодательная база.

С воссозданием системы представительных органов, которые в годы войны не избирались, обновился состав и несколько изменились высшие союзные и республиканские органы управления. 15 марта 1946 г. совнаркомы были преобразованы в Совет Министров, было увеличено количество ведомств, определен статус министров, возросла роль председателей и президиумов союзного и республиканских Советов Министров.

Усилилась роль плановых органов, их ответственность за качество и реализацию государственных планов, существенно возросло значение государственного контроля, прокуратуры. Была демократизирована судебная система.

При всем этом, на рубеже 40-50-х гг. обозначились и кризисные явления в управлении и в самом обществе. Снижалась эффективность государственного управления, обнажались его изъяны, становилось все более очевидным, что командная система действенная в чрезвычайных условиях, мало соответствует требованиям периода стабильного развития.

Проанализировав этап развития советской республики в период ее зарождения и последующего развития, можем отметить следующее.

В предвоенный период 1937-1941 гг. вся система органов власти перестроилась в соответствии с новой Конституцией СССР. Полномочия съездов Советов, ЦИК СССР перешли к Верховному Совету, ставшему органом законодательной власти. Изменялось управление в области хозяйственного строительства. Увеличивалось количество наркоматов, что обуславливалось существенным развитием промышленности. Для руководства народным хозяйством в предвоенный период было характерно усиление централизации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Проблемы рецепции римского частного права в российском гражданском законодательстве
    Отечественное гражданское право, находясь в постоянном динамическом процессе, впитало в себя все основные тенденции развития государства и его правовой системы с тем, чтобы быть адекватной ...

    Договор строительного подряда
    Тема моей работы, на мой взгляд, является одной из самых актуальных на сегодняшний момент. Дело в том, что в любом обществе договор строительного подряда может быть назван среди наиболее ра ...

    Государственная власть
    Словарь Ожегова: Власть — это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятел ...