Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 7
Таким образом, в Конституции были закреплены уже сложившиеся в стране общественные отношения, при которых окончательно исчезли экономические корни капитализма.
Выводом из анализа политической системы 30-х гг.
может служить следующее. Сложившаяся политическая система не позволяла возникнуть конкурентоспособным образованиям, претендующим на власть. Важнейшие политические решения принимались партией, и только затем оформлялись в виде актов государственных органов власти. Роль Советов существенно снизилась.В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. СНК был переименован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства.
Совет Министров стал обладать правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министров. Совмин СССР непосредственно контролировал исполнение своих актов.
Анализ норм Конституции 1936 г. позволяет сделать еще один вывод. Сложилась тенденция к централизации и расширению полномочий Союза за счет сужения прав союзных республик, что фактически вело даже не к «автономизации», а к унитаризму.
Дело в том, что основу политической системы общества составляла централизованная партийная структура, где ЦК национальных компартий были напрямую подчинены ЦК ВКП(б). Именно железная партийная структура и идеологическое единство скрепляли советскую федерацию, составляя ее стержень.
Кроме того, Конституция 1936 г. по сравнению с первой Союзной Конституцией расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве. Все эти полномочия передавались общесоюзным органам, что означало усиление централизации управления.
Подводя итого деятельности советской системы государственных органов на стадии их становления, можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на ее развитие.
Во-первых, Советские органы управления складывались в условиях системных экономических, политических и социальных кризисов, во время революций и войн. Во-вторых, суть диктатуры пролетариата исключала возможность преемственности опыта государственного устройства России, заимствования уже имеющихся структур и приспособления их к новым условиям.
В-третьих, выдвигаемые в доктринах задачи имели определяющее значение на становление системы.
Государственное управление в 1940-е гг. отличалось рядом особенностей, обусловленных Второй мировой войной.
Представление о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму были заменены идеологией государственности. На XVII съезде ВКП(б) в І 939 г. было заявлено не только о сохранении государства при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастании руководящей роли партии в государственном управлении и жизни общества. Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. К августу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР созданы 6 хозяйственных советов.
Смотрите также
Исчисление, назначение и выплата пенсий
Право человека обратиться за назначением пенсии возникает при
определенных условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о
пенсионном обеспечении. Так, пенсия по возрасту м ...
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
В соответствии со ст.
46 УПК подозреваемым признается лицо, в отношении которого возбуждено уголовное
дело (ст. 146 и ст. 147 УПК); либо которое задержано по подозрению в совершении
преступ ...
Общие вопросы превышения пределов необходимой обороны
Наверное, ни один из
институтов уголовного права не вызывает столько обсуждений в научных кругах как
институт необходимой обороны. Действительно, взгляды на сущность необходимой
оборо ...