Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 4
Ст. 45 Конституции РСФСР 1918 года упоминает такой орган как Президиум ВЦИК. Первоначально этот орган был создан как технический, вспомогательный. Первое положение о ВЦИК предусматривало, что Президиум должен организовывать и вести повседневную практическую работу ВЦИК.
Со временем, однако, функции Президиума ВЦИК расширяются.VII Всероссийский съезд Советов наделил Президиум ВЦИК полномочиями в области нормотворчества. В перерывах между сессиями ВЦИК его Президиум замещал данный орган власти.
VIII Всероссийский съезд Советов еще больше расширил компетенцию Президиума ВЦИК. Он получил право отменять постановления СНК и издавать от имени ВЦИК постановления.
В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, со 2 января 1922 по 23 мая 1923 г. действовал Малый Президиум ВЦИК.
Для общего управления делами РСФСР ВЦИК образовывал Правительство Республики - Совет Народных Комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления - народные комиссариаты.
Буквальное толкование Конституции позволяет сделать вывод о том, что СНК являлся высшим органом государственного управления, который в осуществлении задачи по общему управлению делами РСФСР издавал декреты, распоряжения, инструкции. Совнарком о всех принятых решениях и постановлениях немедленно сообщал ВЦИК, который вправе был отменить или приостановить всякое постановление и решение.
Таким образом, что Совнарком издавал только подзаконные акты. Однако это не так. Анализ ст. 41 Конституции РСФСР 1918 г. («Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК Советов») приводит к выводу, что СНК был уполномочен принимать постановления и решения, имевшие важное общеполитическое значение, которое выражалось в законодательных актах. Следовательно, СНК как орган управления был наделен правом создавать нормы права. Примечание к ст. 41 гласило, что мероприятия, требующие неотложного выполнения, могли быть осуществлены Совнаркомом непосредственно.
Кроме того, о праве СНК издавать декреты говорилось еще в постановлении Совнаркома «О порядке утверждения и опубликования законов», изданном в конце октября 1917 г.: «Впредь до созыва Учредительного собрания составление и опубликование законов производится в порядке настоящего постановления Временным Рабочим и Крестьянским Правительством, избранным Всероссийским съездом Советов .».
В числе постоянных комиссий СНК выделялся узкий состав, представлявший собой компактную коллегию из представителей наркоматов - Малый Совнарком. В конце декабря 1917 года Малый Совнарком состоял из наркомов труда, военных дел и продовольствия. В дальнейшем его состав менялся, функции и полномочия расширялись. На заседаниях Малого Совнаркома имели право присутствовать с совещательным голосом секретари с все члены СНК. По решению Совнаркома от 27 марта 1919 г. постановления МСНК не подлежали утверждению на заседании СНК, подписывались от имени СНК в случае если они приняты единогласно, подписаны наркомом юстиции и докладчиком.
Смотрите также
Современная российская правовая система
Произошедшие в
начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства
Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования
системы ...
Форма сделок
Гражданско-правовые сделки
как важнейший инструмент индивидуального регулирования (саморегулирования)
общественных отношений пронизывают весь гражданский оборот.
Эффективная правовая
рег ...
Банкротство (несостоятельность) юридических лиц
В любой цивилизованной стране с
развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового
регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности ...