Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 3
В соответствии со ст. 25 Конституции городские Советы посылали своих представителей на Всероссийский съезд Советов из расчета 1 депутат на 25 тысяч избирателей, а губернские съезды Советов - 1 депутат на 125 тысяч жителей.
Всероссийский съезд Советов избирал ВЦИК.Ст. 49 Конституции устанавливала, что ведению съезда Советов «подлежат все вопросы общегосударственного значения», и давала их примерный перечень. Особое значение имеет ст. 50, в которой устанавливалось, что ведению съезда подлежат вообще все вопросы, которые съезд признает подлежащими его разрешению.
К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.
В период между съездами, высшим органом государства являлся ВЦИК.
27 октября 1917 г. в обращении ВЦИК «Всем Советам, всем рабочим, солдатам и крестьянам» было подчеркнуто, что ВЦИК является полномочным руководящим органом, к которому переходят все права
Первое положение о ВЦИК было принято 2 ноября 1917 г. Оно предусматривало его порядок организации и деятельности. Согласно ему ВЦИК являлся постоянно действующим органом. Конституция не изменила этот порядок. Однако частые заседания ВЦИК не позволяли его членам отлучаться из столицы. Поэтому, в 1919 г. был введен новый сессионный порядок работы ВЦИК. VI Всероссийский съезд Советов установил, что ВЦИК должен собираться на очередные сессии раз в два месяца. IX Всероссийский съезд Советов постановил собирать ВЦИК на три сессии в год.
В остальное время члены ВЦИК должны были выполнять обязанности члена высшего органа государственной власти, которые были закреплены в наказе ВЦИК, принятом в декабре 1919 г.: выступать перед трудящимися на собраниях, разъяснять сущность проводимых Советской властью мероприятий, рассказывать о деятельности ВЦИК.
ВЦИК устанавливал общее направление деятельности Рабоче-крестьянского правительства и всех органов советской власти в стране, рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Совнаркомом или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.
ВЦИК даже мог в исключительных случаях устанавливать и изменять границы РСФСР, отчуждать части территории страны или принадлежащие ей права, а также непосредственно устанавливать отношения с иностранными государствами, объявлять войну, заключать мир.
ВЦИК был ответственен перед съездом, которому он предоставлял отчеты о своей деятельности, доклады по общей политике и отдельным вопросам, а в период между съездами являлся высшей властью Республики.
Правовое положение ВЦИК в основных чертах было определено уже в постановлении II Всероссийского съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства: «Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету». Таким образом, ВЦИК также являлся новой рожденной революцией формой государственного органа.
Смотрите также
Правовые позиции конституционного суда России по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления
Студентом обработано большое
количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом
уровне проведено исследование. Автор на основе работ Баглая М.В, Тимо ...
Особенности судебной практики по делам о недостойных наследниках
Не секрет, что на почве раздела
имущества между родственниками чуть ли не у смертного одра наследодателя могут
возникать всяческие ссоры, да еще при этом сопровождающиеся взаимными
обвинени ...
Нейтралитет во время войны
До Великой Октябрьской
социалистической революции развитие нейтралитета было тесно связано с
существованием «права» государств на войну. Нейтралитет во время войны –
международно-правовое п ...