Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 2

Ст. 7 Конституции провозглашала: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

По мнению руководства страны, пришедшего к власти в результате революции, новым государством должно было стать именно государство Советов.

Советы, возникшие еще в революцию 1905-1907 гг., возродились в 1917 г. сразу после Февральской революции. В.И. Ленин подчеркнул, что форма парламентарной республики в условиях России 1917 г. была бы шагом назад, ибо возникла новая, не предусмотренная ранее форма политической организации - Советы.

Такая концепция государственного устройства и формы правления вызывала споры. Так, А.А. Богданов, полемизируя с В.И. Лениным, утверждал: «Советы Рабочих и иных Депутатов представляют органы революционной борьбы, орудие движения революции, выполняемого ею разрушения и строительства; следовательно - учреждение революционно-правовое, а не государственно-правовое. Теперь нам предлагают сделать из него «новый тип государства».

Но, отсутствие преемственности Советов и российского парламентаризма, своеобразная неформальность Советов делали их наиболее привлекательной системой управления. Таким образом, в анализируемый период Советы из политической формы диктатуры пролетариата выросли в единую систему государственной власти.

Советы заняли ведущее положение в государственном механизме. Они были построены по территориальному принципу и представляли собой органы руководства на этой территории.

Таким образом, политической основой нового социалистического общества стали Советы. В ст. 10 Конституции прямо указывалось, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Ст. 12 указывала, что верховная власть в РСФСР «принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов».

Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала систему советских государственных органов, которые действовали относительно долгий период без существенных изменений.

Раздел третий Конституции закреплял систему государственных органов, возникших еще накануне Октябрьской революции, а также новых государственных органов, созданных в результате слома механизма эксплуататорского государства и создания первой в мире Советской социалистической республики.

К центральной власти Конституция относила Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Президиум ВЦИК, Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты.

Важно отметить, что Всероссийские съезды Советов и ВЦИК не являлись новыми органами, они функционировали и до Октябрьской революции. Таким образом, Конституция закрепила уже созданные институты, считая их основой советского государственного аппарата.

Ст. 24 Конституции РСФСР 1918 г. определила, что Всероссийский съезд Советов является высшей властью в РСФСР. Он созывался ВЦИК не реже двух раз в год. ВЦИК мог созвать Чрезвычайный съезд Советов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Понятие и содержание права наследования
    Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского оборота - физических и юр ...

    Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
    В своей работе я хочу рассмотреть такую тему как "Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений". Сторонами трудовых отношений являются работник и ра ...

    Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба – особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной з ...