Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 5
1 июня 1920 г. было принято Положение о Малом Совнаркоме, который готовил вопросы для заседаний СНК, по поручению СНК рассматривал бюджетные и иные вопросы. Решения Малого Совнаркома утверждались председателем СНК после заключения наркома юстиции.
В непосредственном подчинении Совнаркома находились народные комиссариаты. В первом составе СНК было 12 наркоматов, включая Комитет по военным и морским делам, к концу гражданской войны их количество увеличилось до 20.
В руководстве наркоматами сочетаются принципы коллегиальности и единоначалия. Во главе их стоят единоличные начальники - народные комиссары. Конституция устанавливала, что наркомы по должности являются членами СНК. Вместе с тем, при каждом наркоме образуется коллегия под его председательством. Нарком вправе принимать единоличные решения по всем вопросам, отнесенным к ведению руководимого им ведомства, доводя их до сведения коллегии. Коллегия и каждый ее член в отдельности могут обжаловать любое решение наркома, не приостанавливая его исполнения.
При наличии СНК, закон предусматривал контроль деятельности народных комиссариатов со стороны ВЦИК81. Так, сами наркоматы организовывал не только СНК, но и ВЦИК. Члены ВЦИК могли работать в наркоматах (ст. 36 Конституции), Коллегии наркоматов могут обжаловать решения наркомов не только в СНК, но и в Президиуме ВЦИК. Кроме того, ст. 47 прямо указывает, что народные комиссары и коллегии ответственны не только перед СНК, но и перед ВЦИК.
Во второй половине 20-х гг. нарастал внутренний социальный конфликт с крестьянством.
В большевистской концепции развития государства, советской идеологии, позициях лидеров важную роль играло отношение к перспективам мировой революции. В связи с чем, крах надежд на мировую революцию в 1925-1927 гг. по-новому ставил проблему дальнейшего социально-политического и экономического развития. Была выдвинута идея строительства социализма в одной отдельно взятой стране. XIV съезд партии закрепил эту идею в качестве главного направления государственного строительства.
Таким образом, в конце 20-х гг. назрела необходимость проведения коренных изменений в экономике страны и ее общественном строе. Перечисленные факторы оказали решающее влияние на переход к курсу форсированной индустриализации и коллективизации.
Процесс коллективизации начал разворачиваться еще в 1927-28 гг. Тогда он шел с учетом директив XV съезда ВКП(б), в которых подчеркивалась необходимость перевода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства.
В ноябре 1929 г. пленум ЦК партии принял решение о немедленном проведении сплошной коллективизации в сжатые сроки. Одновременно был создан Народный комиссариат земледелия СССР, призванный осуществлять государственное управление процессом коллективизации.
Для целей исследования, нам важен тот факт, что действовавшая Конституция 1924 г. государственное руководство сельским хозяйством относило к исключительной компетенции союзных республик. Таким образом, создание и последующее развитие Наркомзема расходилось с положениями действующей Конституции.
Смотрите также
Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо
актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его
сбалансированности по доходам и расходам, сокращен ...
Альтернативные формы разрешения споров в сфере гражданского судопроизводства
Развитие гражданского оборота в Российской Федерации
неизбежно влечет увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в
рамках государственной судебной системы, так и с использо ...
Освобождение от уголовной ответственности
Главными приоритетами в соответствии с Конституцией
Российской Федерации выступают права и свободы человека и гражданина. В их
реализации важнейшую роль играет поведение человека. Современна ...