Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 11

С началом Великой Отечественной Войны работа государственного аппарата стала перестраиваться на военный лад. В период освободительной войны с фашистскими захватчиками оборона страны стала главной функцией государства, в соответствии с которой устанавливались формы ее реализации.

Государственный аппарат стал частью военного организма страны. Наряду с продолжавшими функционировать высшими и центральными органами власти возник чрезвычайный орган Государственный Комитет Обороны. С 23 июня 1941 г. вводились в действие мобилизационные производственные планы. Страна перешла на военное положение.

В послевоенный период деятельность всех звеньев советского государственного аппарата была направлена на скорейшее восстановление народного хозяйства и укрепление военно-экономической мощи Советского государства. Во всех отраслях проводились попытки реорганизации управленческой системы. Однако эти попытки касались только аппарата управления, не меняя принципов и методов управления. Сохраняющаяся централизация приводила к тому, что союзные республики были отстранены от руководства предприятиями, располагавшимися на их территории.

Реформа государственного аппарата, начавшаяся в 1953 г. имела своей целью постепенное ослабление тоталитарного режима. Первыми шагами стали реорганизация системы карательных органов, проведение реабилитация политических заключенных. Силовые министерства, кратковременно объединенные в 1953 г., были вновь разделены на министерство внутренних дел и органы государственной безопасности, из которых в марте 1954 г. был образован КГБ при Совете Министров СССР.

Важным событием, сделавшим необратимым процесс реформ стал XX съезд КПСС, на котором был сделан знаменитый доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».

Следующим направлением реформ стали совершенствования системы хозяйственного управления и ее децентрализация. В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры - Советы народного хозяйства. Были ликвидированы 141 общесоюзное министерство, вместо которых сформированы небольшие комитеты государственные отраслевые комитеты с координирующими функциями. Совнархозы были региональными коллегиальными органами, в состав которых кроме государственных служащих вошли и руководители предприятий. Созданные 105 совнархозов подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве трестами, предприятиями и учреждениями регионов.

Большие административно-хозяйственные функции получили Республики. В ведение республик передано 11 тысяч предприятий из союзного подчинения. К ведению союзных республик стало относиться изменение уголовного законодательства и организация борьбы с преступностью.

Предпринятые меры способствовали развязыванию инициативы специалистов и местных органов, повышению уровня специализации регионов и их кооперации. Объем производства в 1957-60 гг. увеличился. Однако власти не удалось найти правильного сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности. Возникли затруднения иного свойства. Развивался местный бюрократизм, нарушение пропорций в развитии регионов, ослабло использование достижений научно-технического прогресса. Пытаясь преодолеть эти недостатки, правительство попыталось вновь усилить централизацию в планировании, сократив число местных совнархозов до 43, одновременно создав республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства СССР.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

    Смотрите также

    Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
    Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную нео ...

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
    Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения ...

    Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации
    На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращен ...