Развитие элементов республиканской формы правления в России до 1917 г
Страница 8

Роль церкви в Древней Руси далеко выходила за пределы удовлетворения религиозных потребностей, а в Новгороде была особенно велика из-за слабости княжеского управления. Церковь была могучей экономической и политической силой, без сотрудничества с которой ни одна власть не могла чувствовать себя прочной.

Именно поэтому важную роль в политической жизни Новгорода играл владыка (архиепископ).

Вольный Новгород, руководимый выборными учреждениями, меняющий по своему усмотрению князей вел борьбу за церковную самостоятельность (автокефалию). По свидетельствам историков, в 1156 году новгородцы впервые на вече избрали владыку («сьбрался всь град людии, изволиша собе епископь поставити») Аркадия с условием, что, когда придет митрополит в Русь, владыка пойдет к нему «ставиться».

Быстрая реакция Ивана III пресекла стремления новгородской церковной аристократии к полной автокефалии. В договоре о мире с великим князем Иваном Васильевичем (август 1471г.) новгородцы покорно склоняют голову перед московским митрополитом: «А на владычество нам собе по своей старине, а ставится нашему владыце . на Москве у вас, у великих князей и вашего отца у митрополита . а инде нам владыки, опроче московского митрополита нигде не ставити. А пошлины вам, великим князем и вашему отьцу митрополиту от владыки имати по старине».

Выборы первых владык происходили на вече тем же порядком, что и светских должностных лиц, но в атмосфере единодушия. Владыка также был подконтролен вечевому собранию. Как правило, избирали трех кандидатов, а жребий, как возглашение небесной воли, указывал, кто из трех должен получить архиепископский сан. Но были случаи, когда прежний владыка перед смертью или добровольным оставлением должности сам указывал себе преемников. При этом выбор оставался за вечем.

Известен факт изгнания новгородцами архиепископа Арсения в 1228 году по обвинению его в том, что он дал «мзду князю». Обычно владыками становились настоятели наиболее влиятельных монастырей, но известны случаи избрания лиц, принадлежащих к белому духовенству, и даже без сана священника.

По церковным уставам русских князей, церковные и монастырские дела составляли особую область управления, свободную от вмешательства светской власти. Владыка был руководителем всего этого мира, состоящего из черного и белого духовенства, из монастырей и церквей.

Помимо духовного значения, кафедра архиепископа представляла огромную экономическую силу. Духовенству принадлежало в Новгороде более пятой части всех пахотных земель, а из них почти треть находилась во владении архиепископа. По подсчетам А.С. Хорошева, «софийский земельный домен насчитывал 7108 крестьянских дворов, 8937 человек, 8464 обжи, и это ставило главу церкви в положение первого новгородского землевладельца». Доходы владыки составляли судебная десятина, десятина от даней, служебные доходы владыки, плату за совершение святительских обрядов, многочисленные дары, сборы с церквей и монастырей и т.д.

Богатства, находящиеся в распоряжении владыки позволяли ему активно участвовать в хозяйственной и политической жизни, строительстве и обороне. Все это обуславливало политическое значение владыки, превращая его в важнейшее должностное лицо республики. Летописи и грамоты рисуют многостороннюю государственную деятельность владыки. Слово владыки имело такой вес, что вечевые решения принимались от имени владыки и всего Новгорода.

В компетенцию владыки входили не только церковные вопросы, но и светские. Архиепископ возглавлял Совет, представлял Новгород во внешних сношениях, скреплял печатью договоры и грамоты республики. В его ведении находились казна, которая передавалась вечем на хранение в Дом св. Софии.

Владыку отправляли в посольства к князьям для переговоров о приглашении их в Новгород и улаживания взаимных неудовольствий. Так, архиепископ Илья принимал активное участие в отстаивании свободы города от Андрея Боголюбского, а после славной победы новгородского оружия отправился к князю для нормализации отношений. Владыка Феофил возглавил посольство к Ивану III после Шелонской битвы и подписал мирный договор.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
    Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая р ...

    Право собственности в Российской Федерации
    Институт права собственности, имеющий комплексный, межотраслевой характер, объединяющий нормы различных отраслей права неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. ...

    Институт гражданства
    Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социал ...