Развитие элементов республиканской формы правления в России до 1917 г
Страница 10

Анализ полномочий владыки в светских делах позволяет сделать вывод о его исключительной роли. Владыка обладал политическим, экономическим и духовным весом, а также имел важнейшие функции в области исполнительной, законодательной и судебной власти.

В перечне представителей Новгорода он всегда упоминался первым. Указанные факторы часто располагали исследователей к тому, чтобы видеть в нем главу государства.

Приоритет в этом вопросе принадлежит де Ленуа, назвавшему владыку «сеньором города». Такая оценка бытует до сих пор. Г.Е. Кочин, комментируя ее, подчеркивает «наблюдательность приезжего иностранца». В.Ф. Андреев полагает, что владыка возглавлял не только церковь, но и Новгородское государство.

Подобные утверждения подчеркивают реальное отличие статуса новгородского владыки от статуса архиепископов и митрополитов других русских земель, явившееся результатом ослабления княжеской власти и установления республиканской формы правления.

На наш взгляд подобные оценки юридически неточны. Дело в том, что признание владыки главой государства равнозначно провозглашению Новгорода теократической республикой. Владыка являлся лишь одним из высших должностных лиц государства. Его особый статус был связан с авторитетом церкви. Но власть его не распространялась на все области управления. Говорить о подчиненности ему посадника и тысяцкого нет оснований.

Полагаем, владыка являлся прообразом системы сдержек и противовесов политического устройства республики, которая имеется в государствах с республиканской формой правления.

Республиканский строй определил существенное отличие механизма государственной власти Новгородской феодальной республики от остальных княжеств периода феодальной раздробленности.

Следующим должностным лицом являлся посадник.

Провести четкую грань между функциями посадников и тысяцких не удается. Сомнительно существовала ли она вообще. Летописи и грамоты свидетельствуют о том, что и в гражданской и в военной области управлением занимались и тысяцкие и посадники. Те и другие участвовали в переговорах с князьями и иностранными государствами.

Таким образом, у посадников и тысяцких сложились общие предметы ведения, охватывающие почти все новгородское управление.

Вместе с тем, было бы неправильным утверждение о том, что между ними отсутствует разграничение компетенции.

Посадник избирался на вече из представителей знатнейших боярских фамилий. Посадник был председателем на вече, ведал администрацией, внешнеполитическими делами, следил за взысканием податей, с населения. Фактически он ведал всеми делами государства. Посадник контролировал деятельность князя, являясь его советником в военных и судебных делах, а также выполнял совместно с ним важнейшие государственные функции. Так совместно осуществлялось командование вооруженными силами, суд.

В основе формирования этого органа власти лежит представительство от концов города. С середины 14 в. в Новгороде избирают одновременно шесть посадников с пожизненными полномочиями. При этом одного из них ежегодно избирают на должность главного - степенного - посадника. В конце первой четверти 15 в. число одновременно действовавших посадников достигает 24, а затем - 36.

Тысяцкого избирали на вече. Выборы, поначалу, происходили из числа лиц небоярского происхождения. В его функции входило представительство интересов житьих и черных людей. Тысяцкий ведал торговыми взаимоотношениями и осуществлял судебную власть по торговым делам, решал и другие вопросы управления, являясь помощником посадника. В военное время тысяцкий командовал народным ополчением.

Суд тысяцкого или торговый суд упоминается впервые в 1268-69 гг. Так, в «Рукописании князя Всеволода» - правовом памятнике, сохранившим устав купеческой корпорации Новгорода прямо указывается на подведомственность суду тысяцкого торговых дел: «И яз князь поставил управливати им (т.е. тысяцкому и купеческим старостам) всякие дела Иванская, и торговал, и гостинная, и суд торговый .».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Управление в черезвычайных ситуациях
    На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
    Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения ...

    Влияние антимонопольного регулирования на международную передачу технологий
    В Республике Беларусь проводится политика либерализации экономических отношений и интеграции в мировую хозяйственную систему. Важными элементами этих усилий являются обеспечение конкуренции ...