Развитие элементов республиканской формы правления в России до 1917 г
Страница 7

Оборона государства находилась в ведении центральных властей. Волости привлекались к строительству оборонных сооружений в Новгороде, но и Новгород на свои средства строил крепости-пригороды по всей земле и на подступах к центру.

Защита пригородов была обязанностью Новгорода. Жители пригородов в случае нападения, приготовившись к осаде, посылали за князем и новгородцами. Однако Новгород не всегда выполнял свои обязательства.

Князь был наделен судебными полномочиями. К компетенции княжеского суда относилось разбирательство дел, в которых одна из сторон не имела Новгородского гражданства. Но судебные полномочия, сосредоточенные в руках князя не были ни верховными, ни апелляционными. Самое значительное ограничение судебных полномочий князя заключалось в том, что он не был самостоятелен в решении дел. Князь не мог судить без посадника и делил с ним поровну судебные пошлины. Так, ст. Новгородской судной грамоты гласит «а без наместника великого князя посаднику суда не кончати».

Судебные полномочия князя и посадника осуществлялись ими лично в Новгороде и при объезде волости или чаще через наместников и тиунов. Княжеский и посадницкий должны были вершить дела совместно. Таково было правило, но на практике единство княжеско-посадницкой судебной власти не всегда соблюдалось. Это обуславливалось стремлением вольного города обходиться без вмешательства во внутренние дела, и интерес княжеской власти, главным образом, к доходной стороне суда. К княжеско-посадничьей юрисдикции относились как уголовные, так и гражданские дела.

Финансовое обеспечение княжеской деятельности также свидетельствует о том, что князь находился в статусе должностного лица. Так, В.Л. Янин указывает, что «княжеских владений не существовало» и новгородцы сами собирают государственные подати, передавая их малую часть князю в виде дара. Правда с двух податных единиц Важанского и Имоволожского - весь доход поступает в личную казну князя.

Анализируя механизм любого государства важно обратить внимание на его составной элемент - процедуры принятия важных государственных решений. Как уже отмечалось выше, такие решения в Новгороде принимались вечем, скреплялись печатями владыки, князя, посадников, тысяцких. Но важную роль в принятии решений в любом государстве играют органы их подготавливающие, в недрах которых решение возникает, обсуждается и предлагается народу в той форме, в какой он его примет. Такое положение дел дает все основания назвать этот орган полновластным.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что реальная полная власть в Новгороде принадлежала боярскому Совету (Совету господ).

В процессе формирования Новгородской республики дума при князе превратилась из совещательного органа княжеского управления в собрание влиятельнейших представителей города, на котором князь мог быть выслушан, но не имел решающего голоса.

Боярский совет, видимо, был не вполне официальным учреждением. Во всяком случае новгородские памятники права никогда не упоминают о нем прямо.

В.Л. Янин связывает учреждение совета со своей гипотезой о реформе 1291 года. Дореволюционные историки, в частности В.О. Ключевский утверждают о постепенном превращении княжеской думы в боярский совет.

Весьма противоречивы мнения о составе совета. Упоминание о «300 золотых поясах» в донесении Немецкого двора рижскому магистрату от 1331 года воспринималось нередко как определение численного состава господ. Более распространен взгляд, что боярский совет составляли владыка, в палатах которого он собирался, на правах председателя, княжеский наместник, посадник, тысяцкий, кончанские старосты, сотские, а также старые посадники и тысяцкие. По мнению В.О. Ключевского, к концу новгородской вольности в него входило более 50 человек.

Чтобы уяснить значение совета в механизме новгородского государства важно понять его взаимоотношения с другими государственными органами республики. Так, по отношению к посадникам, тысяцким, владыке, а также князю в период расцвета новгородской вольности, совет фактически осуществлял распорядительные функции. В случае невыполнения указаний апеллировал к вечу. В отношениях с вечем совет определял и подготавливал вопросы, подлежащие обсуждению. Работа совета, как правило, определяла не только повестку дня, но и решения веча. Пользуясь огромным влиянием на вече, боярский совет мог через него смещать не угодивших ему князей, владык, посадников, тысяцких и, таким образом, направлять деятельность всех высших властей в Новгороде. Воля боярского совета облекалась в форму постановлений народного собрания и избранных им должностных лиц.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Особенности судебной практики по делам о недостойных наследниках
    Не секрет, что на почве раздела имущества между родственниками чуть ли не у смертного одра наследодателя могут возникать всяческие ссоры, да еще при этом сопровождающиеся взаимными обвинени ...

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству
    Одним из последствий трансформационного экономического спада современной России стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рост бедности и безрабо ...

    Право собственности в Российской Федерации
    Институт права собственности, имеющий комплексный, межотраслевой характер, объединяющий нормы различных отраслей права неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. ...