Развитие элементов республиканской формы правления в России до 1917 г
Страница 4

Никакой проверки права на присутствие не существовало. Понятие кворума не существовало. О процедуре обсуждения вопросов обсуждения вопросов и принятия решений доподлинно ничего не известно. Наиболее распространенной версией является та, что каждому участнику собрания было дозволено высказывать свое мнение, что часто мешало должностным лицам и вызывало большие волнения.

Принцип принятия решений сводился к тому, чтобы прийти к единодушию или в случае невозможности, к выявлению наиболее авторитетной позиции, чтобы ее противники считали нецелесообразным отстаивать свою точку зрения.

Счета голосов не вели. Большинство давало себя знать громкими криками. В случае раскола дело решалось дракой. Такой ход событий не представлялся новгородцам незаконным. Напротив, в вечевых столкновениях они видели суд Божий. Твердого, раз и навсегда установленного порядка не существовало. Многое зависело от конкретных обстоятельств. Но общие процессуальные аспекты проведения собрания определялись обычаем с достаточной ясностью, что обеспечивало стабильность.

В анализе веча на предмет легитимности принимаемых им решений важно установить признаки, отличающее полномочное народное собрание от обычных народных сходок.

Новгородцами была выработана формула, определяющая законность вечевого собрания. Она часто повторяется на страницах летописей и грамот. Приведем ее наиболее полный текст, опуская имена по жалованной грамоте Великого Новгорода Соловецкому монастырю: «И по благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки . господин посадник Великого Новгорода степенный . и старые посадники, и господин тысяцкий Великого Новгорода степенный и старые тысяцкие, и бояре, и житьи люди, и купцы и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все пять концов, на вече на Ярославле дворе пожаловаша».

Таким образом, вече было правомочно принимать решения, обладающие юридической силой тогда, когда на нем присутствовали высшие должностные лица Новгорода - посадники и тысяцкие, владыка; представители всех пяти концов города; представители всех социальных групп.

Следовательно, правомочным объявлялось то собрание, на котором присутствовали представители администрации города, всех социальных и административно-территориальных групп. Это создавало относительно равные возможности для участников отстаивать свои взгляды.

В вече мог участвовать каждый свободный житель Новгорода за исключением женщин, чье присутствие было несовместимо с кулачным характером вечевых «прений».

Фактическая нерегулярность, частый, а порой и неожиданный созыв вечевых собраний, колокольный способ оповещения делали невозможным участие крестьян и жителей пригорода.

Такова была форма проведения вечевых собраний. Являясь институтом непосредственной демократии, вече таило в себе ряд противоречий между социальными группами города.

Так, в раннефеодальный период вече противостоит власти князя и его аппарата, отстаивая экономические и политические интересы свободного населения. Исследователи отмечают, что верхушка новгородского общества обращалась к вечевым сходам всякий раз, когда княжеская власть угрожала ее привилегиям. Примерно к середине XIII века отношения с князьями приобретают стабильный характер. На рубеже XIII-X1V веков социальное расслоение приобретает законченные формы, что постепенно приводит к усилению внутренних конфликтов в обществе.

История Новгорода знает немало примеров, когда народные массы расправлялись с неугодными им должностными лицами, разграбляли боярские дома. Но экономические и политические основы господства господствующего класса оставались незыблемы. К XV в. Новгородское вече, формально сохраняя свое значение, на деле превращается в орган власти боярской олигархии.

На деле вечевые порядки исключали возможность серьезного обсуждения вопроса, роль рядовых граждан сводилась лишь к подаче своего голоса за или против. Подготовительная работа, оказывающая решающее воздействие на выбор, проводилась посадниками, тысяцкими. От них же зависело оформление решения. Новгородский обычай требовал благословения решения владыкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Множественность преступлений
    Множественность преступлений — это случаи, когда виновным последовательно совершаются несколько (не менее двух) деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, а также случаи совершения ...

    Право Новгорода и Пскова
    О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и некоторым другим дошедшим до нас документам. От Новгородской с ...

    Теория и практика производства следственного эксперимента
    Актуальность рассмотрения следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами: Во-первых, следственный эксперимент в последнее время становится все более популярным про ...