Становление принципа разделения властейМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властейСтраница 7
“Такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя — и Бог напоминает ему о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себя — и философы направляют его законами морали; созданный для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних — и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредством политических и гражданских законов”.
Законы, вытекающие из самого существа человека, Монтескье называет законами природы. По этим законам человек жил во времена, предшествовавшие образованию общества. Следовательно, для того, чтобы их узнать, надо выяснить, какое место занимал человек в то время. При этом исходным является предположение, что человек в природном состоянии обладает не познаниями, а только способностью к познанию.
Каковы же основные природные законы? Во-первых, стремление к миру. (Прямо противоположное тому, что утверждал Гоббс.) Во-вторых, необходимость добывать пропитание, что толкает к соединению. В-третьих, взаимное влечение, вызываемое удовольствием от общения, взаимный позыв, умножаемый различием двух полов. В-четвертых, постепенное обретение знаний, умножающее взаимное сближение. В результате возникает желание жить в обществе себе подобных.
Каковы же последствия возникновения такого общества, которое равнозначно созданию государства? Увы, именно на этой стадии начинаются войны между народами и отдельными лицами. Подобный вывод не поражает сознание современников. Один из видных просветителей той поры Д.Дидро (1713 — 1784) объясняет, что невинность и мир — плоды дикой природы. Напротив, цивилизованное состояние порождает всякого рода злодеяния. И тем не менее именно последнее предпочтительно, ибо только оно способно принести счастье и благополучие человеку.
Правила, определяющие отношения между народами, образуют международное право. Отношения между существами, живущими в обществе, также должны быть подчинены законам. Те из них, которые регулируют отношения между правителями и управляемыми, образуют право политическое, а те, которые регулируют отношения между индивидами, — право гражданское
Общество не может существовать без правительства. Законы, в нем принятые, должны соответствовать природе и принципам установленного в нем правления. Эти законы должны, впрочем, соответствовать также свойствам народа (национальному характеру), физическим свойствам страны (климату, положению, размерам территории), образу жизни ее народа, степени свободы, религии, богатству страны, численности населения, нравам и обычаям, наконец, целям самого законодателя. Конечно, легко увидеть, что значимость различных факторов, определяющих природу или, иначе, дух законов, далеко не одинакова. Но важно отметить другое. Закон не просто волеизъявление какого-то лица, группы или даже целого народа. Это воплощение взаимодействия большого числа факторов. И с ними необходимо считаться, если иметь целью создание работающих законов, отвечающих потребностям общества. Впрочем, и сам Монтескье подчеркивает особую важность взаимосвязи между законами и природой и принципами правления, утвердившегося в данной стране. Именно принцип, положенный в основу организации власти, оказывает решающее влияние на законы.
Смотрите также
Таможенное оформление
Таможенное
право России как часть современной российской правовой системы представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере
таможенного дела.
Там ...
Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
Основу любого общества составляет
трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных
форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную
нео ...
Юридическая практика
Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию,
толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным
социально-правовым опыто ...