Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 10

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина.

Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Если дальше развивать идею единства государственной власти, то необходимо отметить, что она имеет три различных аспекта: социальное единство власти, что должно проистекать из единства природы господствующих в обществе социальных групп; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов и организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.

Социальное единство может быть рассмотрено с двух точек зрения: немарксистской концепции и с точки зрения марксистской концепции. Вопрос о социальном единстве государственной власти в немарксистских концепциях или вообще не ставится, или ограничивается ссылками на принадлежность власти к народу. С точки зрения марксистской концепции социальное единство государственной власти обеспечивается принадлежностью политической власти в социалистических странах трудящимся.

Второй аспект государственной власти - единство принципиальных идей и направлений деятельности всех государственных органов. В демократических странах он находит свое выражение в положении о социальном, правовом государстве, в нормах о социальной свободе личности, в положении об укреплении многообразия форм собственности, об основных направлениях и целях внешней политики государства, об основных задачах и согласованных целях деятельности государственного аппарата, то есть такие положения обязывают все органы государства действовать в едином русле по принципиальным вопросам государственной политики. Детальное выражение единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти получило в основных законах бывших стран социалистической ориентации.

Третий - организационно-правовой аспект единства государственной власти, он получил наиболее детальное закрепление в советских конституциях, где была принята концепция Советов как единственных органов государственной власти снизу доверху. Это так называемая моноцефальная система государственного аппарата, в основу которой положен принцип единовластия.

Принцип разделения властей в современных условиях нашей страны может быть воспринят и реализован лишь в контексте концепции и практики единства государственной власти, проявляющейся в организационно-правовом аспекте и с учетом единых принципиальных идей и направлений деятельности органов государства, а именно, идеи правового государства. Разделение властей необходимо рассматривать не как цель, поскольку власть едина, а ветви власти независимы и самостоятельны лишь в тех пределах, в которых это отвечает интересам государства и общества.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Юридические факты: современное научное понимание, классификация, отраслевые особенности
    В целом, правовое регулирование может качественно выполнить свои непосредственные задачи исключительно в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положе ...

    Завещание как сделка и принцип свободы завещания
    Наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию, поскольку каждый человек рано или поздно становится на ...

    Основные положения законодательства об акцизах
    Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание нало ...