Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 10

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина.

Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Если дальше развивать идею единства государственной власти, то необходимо отметить, что она имеет три различных аспекта: социальное единство власти, что должно проистекать из единства природы господствующих в обществе социальных групп; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов и организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.

Социальное единство может быть рассмотрено с двух точек зрения: немарксистской концепции и с точки зрения марксистской концепции. Вопрос о социальном единстве государственной власти в немарксистских концепциях или вообще не ставится, или ограничивается ссылками на принадлежность власти к народу. С точки зрения марксистской концепции социальное единство государственной власти обеспечивается принадлежностью политической власти в социалистических странах трудящимся.

Второй аспект государственной власти - единство принципиальных идей и направлений деятельности всех государственных органов. В демократических странах он находит свое выражение в положении о социальном, правовом государстве, в нормах о социальной свободе личности, в положении об укреплении многообразия форм собственности, об основных направлениях и целях внешней политики государства, об основных задачах и согласованных целях деятельности государственного аппарата, то есть такие положения обязывают все органы государства действовать в едином русле по принципиальным вопросам государственной политики. Детальное выражение единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти получило в основных законах бывших стран социалистической ориентации.

Третий - организационно-правовой аспект единства государственной власти, он получил наиболее детальное закрепление в советских конституциях, где была принята концепция Советов как единственных органов государственной власти снизу доверху. Это так называемая моноцефальная система государственного аппарата, в основу которой положен принцип единовластия.

Принцип разделения властей в современных условиях нашей страны может быть воспринят и реализован лишь в контексте концепции и практики единства государственной власти, проявляющейся в организационно-правовом аспекте и с учетом единых принципиальных идей и направлений деятельности органов государства, а именно, идеи правового государства. Разделение властей необходимо рассматривать не как цель, поскольку власть едина, а ветви власти независимы и самостоятельны лишь в тех пределах, в которых это отвечает интересам государства и общества.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Анализ института права собственности как центрального института гражданского права
    Отношения собственности представляют собой достаточно обширную и сложную систему, являются основополагающим вопросом любого общества. Время, прошедшее с момента принятия первой части Граждан ...

    Женская преступность, ее особенности
    Успешное предупреждение преступности предполагает предварительный глубокий анализ всех ее составных частей, современных тенденций и процессов и, конечно, причин. Не менее ва ...

    Особенности развития рынка жилья
    Одна из основных исходных и неотъемлемых потребностей человека — потребность в жилище. Жилищная проблема — одна из самых важных и трудноразрешимых в нашем обществе. Для ее решения власти во ...