Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 9

Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины — рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы.

Предотвратить подобное развитие событий могут, по Монтескье, согласованность и взаимодействие властей.

Конкретные рецепты организации власти, предлагаемые Ш. Монтескье, ограничены доступными ему знаниями и представлениями. Многие из них сегодня не могут быть восприняты иначе как анахронизм, как нечто устаревшее. Но положение о том, что плохо организованная и плохо осуществляемая власть не менее опасна, чем ее отсутствие, остается весьма актуальным и в наши дни.

У доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира.

Впервые в Беларуси отдельные положения принципа разделения властей были реализованы в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., а конституционное закрепление этот принцип нашел в Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г. В разделе пятом “Урад цi вызначэнне публiчных улад” закреплялось прогрессивное положение о том, что “ всякая власть в человеческом обществе берет начало от воли народа” и должна состоять из трех властей: “законодательной власти , высшей исполнительной власти в руках короля и власти судебной”. Конституция Речи Посполитой просуществовала до 1793 г., затем наша республика (в современном понимании) вошла в состав Российской Империи. Принцип разделения властей отвергался самодержавной природой власти монарха.

До начала двадцатого века было сложно говорить о разделении полномочий между различными органами государства. Поиск изменения путей политического режима В СССР привел во второй половине 80-ых годов к признанию принципа разделения властей. Однако только после введения института президентства в СССР, провозглашения независимости БССР, принятия Конституции и введения президентства в нашей республике этот принцип был конституционно закреплен и начал функционировать как один из основных в организации государственной власти.

В силу статьи 6 Конституции “государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга”.

Реализация принципа разделения властей в белорусской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции, является народ Республики Беларусь. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 3 “Президент Республики Беларусь”, объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Республики Беларусь, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Республики Беларусь.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Регулирование и охрана гражданских прав
    Термином "гражданское право" охватывается несколько взаимосвязанных, но не тождественных понятий. Необходимо различать гражданское право как отрасль права, отрасль законодательств ...

    Юридические факты: современное научное понимание, классификация, отраслевые особенности
    В целом, правовое регулирование может качественно выполнить свои непосредственные задачи исключительно в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положе ...

    Арбитражный апелляционный суд
    Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...