Исследование принципа разделения властейМатериалы / Исследование принципа разделения властей
Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства Беларуси. Распад единого государства - Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Республики Беларусь.
Если ранее она входила в состав единого государства на основе подчинения централизованной власти Советов, то после названных преобразований Беларусь провозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Беларусь, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала на путь демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной и общественной жизни.Среди новых принципов демократического развития Республики Беларусь одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина. Беларусь сделала важный шаг к построению нового общества – 15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии белорусской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.
Конституция Республики Беларусь формально закрепила все эти принципы, создав предпосылки для построения в Беларуси правового государства. Но реально правовое государство сможет осуществиться только тогда, когда все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти. К сожалению, сегодня, на этапе становления белорусской конституционной демократии, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Республике Беларусь, которые порой нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового белорусского государства.
Разрешить большинство этих противоречий путем контроля за осуществлением государственной власти в Республике Беларусь призвана система разделения властей.
Впервые эта система нашла своё конституционное, хотя и не дословное, закрепление в американской Конституции 1787 г., позднее была закреплена в Конституции Франции 1791г.
Классическая теория разделения властей создана выдающимся французским философом и историком Ш.Монтескье, который опирался на идеи предшественников, Д. Локка, М. Падуанского, Аристотеля. Теория, разработанная Монтескье, оказала огромное влияние на ход политического развития Европы и Америки, так как предложила для внедрения не оторванный от жизни идеал или неприемлемые правила, а, наоборот, наиболее полное и оптимальное развитие государственных институтов.
Необходимо отметить, что конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естественно-географические условия существования, этнонациональный состав населения и многие другие. Особенно важное значение имеет расстановка политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения, зафиксированные в конституции, могут по-разному трактоваться и применяться в зависимости от того, что собой представляет партийная система страны и какие именно политические партии находятся у власти.
Теория разделения властей прошла проверку практикой и является наиболее оптимальной базой для такой организации государственной власти, которая исключает или в значительной мере предотвращает сползание к авторитаризму и тирании в различных их проявлениях, способствует укреплению конституционной законности. Поэтому в качестве основы для создания системы власти в Республике Беларусь была взята доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако одного провозглашения этой доктрины недостаточно, необходимо решить проблему реального распределения полномочий между этими властями. Главное, чтобы система власти была сильной и в то же время безопасной для тех, кому она призвана служить. В идеале в государстве должно быть установлено равновесие властей, их полное равноправие и независимость. В то же время разделение властей не должно означать их полное изолирование друг от друга. Необходимо создание такой ситуации, при которой различные ветви власти могли бы взаимодействовать и образовывать единый государственный механизм, создавая условия для возникновения системы “сдержек и противовесов”.
Целью написания данного дипломного проекта является всестороннее исследование принципа разделения властей.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами исследования:
1) рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2) проследить, как принцип разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей;
3) изучить развитие принципа разделения властей в современной белорусской государственно-правовой действительности;
4) непосредственно дать характеристику каждой из ветвей власти.
В процессе написания дипломного проекта были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты (Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь “О Совете Министров Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь “О Конституционном суде Республики Беларусь” и иные), научно-учебные пособия Василевича Г.А. “Конституционное право Республики Беларусь”, Демичева Д.М. “Конституционное право”, работы Энтина Л.М., Тихомирова Л.А., Козловой Е. И., Кутафина О. Е., Скуратова Ю.И., в которых указаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей, представлен анализ его практического осуществления и механизм действия в Республике Беларусь.
В первой главе исследуются история развития теории разделения властей; рассматриваются труды ученых-мыслителей, в которых раскрывается данная теория; делается анализ соотношения теории единства государственной власти и концепции разделения властей; исследуется реализация принципа разделения властей в Конституции Республики Беларусь.
Вторая глава посвящена законодательной власти Республики Беларусь. В ней раскрываются понятие Парламента Республики Беларусь, его структура, компетенция и законодательная деятельность, исследуется возможность расширения полномочий Парламента.
В третьей главе исследуется исполнительная власть в Республике Беларусь; место Правительства в системе органов государственной власти. Дается понятие Правительства Республики Беларусь, состав, порядок формирования и полномочия.
В четвертой главе описывается судебная власть Республики Беларусь. Указывается, кем представлена и осуществляется судебная власть, исследуются принципы правосудия. Особое внимание уделено деятельности Конституционного суда Республики Беларусь, порядку его формирования, компетенции и возможности выделения четвертой самостоятельной ветви власти – контрольно-надзорной.
- Становление принципа разделения властей
- Понятие, структура Парламента Республики Беларусь
- Компетенция Парламента Республики Беларусь
- Законодательная деятельность Парламента Республики Беларусь
- Понятие, состав, порядок формирования Правительства Республики Беларусь
- Компетенция Правительства Республики Беларусь
- Понятие судебной власти, принципы правосудия
- Деятельность Конституционного суда Республики Беларусь
Смотрите также
Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
Актуальность исследования определяется рядом причин политического,
социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных
направлений политики государства, осуществляемой в ...
Современная российская правовая система
Произошедшие в
начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства
Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования
системы ...
Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
Действующий закон о
безопасности, определяя само понятие безопасности как состояния защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз (ст ...