Законодательная деятельность Парламента Республики Беларусь
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Законодательная деятельность Парламента Республики Беларусь
Страница 1

Законодательный процесс, как и любой другой процесс, имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – Парламентом.

Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет определенные стадии.

В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. Наиболее полной и последовательной видится следующая классификация стадий законодательного процесса: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) законодательная инициатива; 3) предварительное рассмотрение законопроекта; 4) рассмотрение проекта на заседании Палаты представителей и принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики; 6) опубликование закона и вступление его в силу. Здесь учитывается весь сложный процесс зарождения будущего закона и его вступления в силу.

Первой стадией в законодательном процессе является прогнозирование и планирование развития законодательства.

Практика работы в прежний период свидетельствует, что этому аспекту законодательного процесса не уделяется должного внимания. При подготовке законопроектов и их принятии не прогнозируется ситуация, к которой может привести данный закон, как скажется его принятие на жизненном уровне людей, не приведет ли он к всплеску правонарушений, в том числе и преступлений. Прогнозирование законодательства должно основываться на общей тенденции развития общества, т.е. экономической, социальной и политической сфер. Прогнозирование предполагает не только определение тех областей, где должны быть приняты акты, но и возможные последствия их действия.

В отличие от прогнозирования планирование включает перечень законодательных актов. Хотя практика планирования сложилась в 70-е годы, однако и до этого ряд ученых высказывались о необходимости планирования законодательной деятельности.

Парламент, Президент Республики Беларусь в последние годы постоянно занимаются проблемой планирования перспективной и текущей законодательной деятельности. Однако часто план законодательной деятельности обусловливается содержанием принятого закона, когда даются поручения соответствующим органам о приведении законодательных актов в соответствие с принятым законом.

Действующая Конституция предопределяет необходимость одобрения непосредственно Парламентом программы законодательных работ, которая бы включала подготовку законов, принятие которых вытекает из Конституции, а также новых и совершенствование действующих законодательных актов. Подготовка такой программы вовсе не должна включать весь перечень правовых актов (исключение составляют лишь те, которые указаны в Конституции), в ней должны быть названы, как минимум, основные законодательные акты.

К сожалению, работа по планированию законодательной деятельности не всегда является эффективной, в некоторых случаях в планах не содержатся проекты, которые должны быть приняты, в том числе в первоочередном порядке. Однако это не препятствует внесению на рассмотрение законодательного органа таких проектов в порядке законодательной инициативы.

Вторая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива.

Она осуществляется посредством внесения проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь; законов о толковании Конституции и законов и постановлений Палаты представителей; законов об изменениях и дополнениях, отмене, а также признании утратившими силу законодательных актов, принятых ранее Верховным Советом и его органами. Таким образом, законодатель понимает под правом законодательной инициативы внесение проектов. Предложение о необходимости его разработки или принятия не относится к праву законодательной инициативы.

Конституция закрепляет лишь круг органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Им обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. При этом необходимо учитывать следующие особенности. Конституционный Суд вправе вносить предложения в Парламент о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Такие предложения рассматриваются Парламентом в порядке, им установленном. В Основном Законе выделен особый уровень законодательной инициативы, который касается изменения или дополнения Конституции (ст. 138). Круг таких субъектов значительно уже, нежели тот, который указан в ст. 99 Конституции. Ими являются Президент, а также не менее 150 тыс. граждан республики, обладающих избирательным правом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Основные теории происхождения государства и права
    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философ ...

    Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации
    На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращен ...

    Рассмотрение дел судом присяжных
    Институту присяжных заседателей - не одно тысячелетие. В том виде, в каком данный вид правосудия известен россиянам, суды с участием присяжных заседателей существуют по крайней мере лет 600 ...