Компетенция Парламента Республики БеларусьМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Компетенция Парламента Республики БеларусьСтраница 1
Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей.
Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.Полномочия Палаты представителей:
- рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Таким образом, в данном случае требуется инициатива от специально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, указанные в ст. 99 Конституции, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.
Существует мнение о необходимости расширения круга субъектов, имеющих право вносить в Палату представителей проекты законов о толковании Конституции. В частности, В.И. Реут в одной из своих статей утверждает, что “представляется оправданным предоставление такого права всем субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, в том числе депутатам Палаты представителей, а также Совету Республики”. Это видится вполне целесообразным предложением, ибо практика толкования Основного Закона не получила должного распространения. Например, за первые четыре года функционирования Национального собрания был принят лишь один закон о толковании Конституции. Хотя, на мой взгляд, в связи широким распространением практики издания Президентом временных декретов было бы целесообразно дать толкование тому, что понимается в части третьей статьи 101 Конституции под “ особой необходимостью”.
Согласно ст. 139 Конституции Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев.
Положение о том, что изменение или дополнение конституции может осуществляться только после двух обсуждений и одобрений (голосований) с обязательным промежутком времени между ними, известно мировой конституционной практике. Такой порядок внесения изменений в конституцию получил название “двойной вотум”. Смысл этой процедуры в том, что депутаты должны еще раз подумать: необходимы ли те изменения, за которые они первый раз проголосовали, не являются ли они конъюнктурными и, возможно, недостаточно продуманными.
Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее 3 месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.
Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).
Смотрите также
Судебные заседания
Судебное разбирательство -
главная, центральная стадия уголовного процесса. Именно в этой стадии суд
первой инстанции устно и непосредственно исследует доказательства и
постановляет пригово ...
Особенная часть уголовного кодекса Российской Федерации: современное состояние и проблемы совершенствование
Понятие и предмет
Особенной части уголовного права. Особенная часть уголовного права представляет
собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний,
признаваемых пр ...
Развитие института суда присяжных в России
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на протяжении своей истории
российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в
соответствии с изменениями, происходящими ...