Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 6

К совершенно иным, прямо противоположным, выводам приходит один из самых известных создателей и защитников теории общественного договора Жан-Жак Руссо (1712 — 1778). Исходная посылка примерно одинакова.

Человек в его естественном состоянии свободен от всяких общественных связей. Однако на определенном этапе развития силы, противодействующие этому естественному состоянию, начинают доминировать. Осознав (или почувствовав) это, люди добровольно вступают в союз, заключая общественный договор (социальный контракт). Главная цель и назначение общественного договора состоит в объединении, обеспечивающем сохранение индивидуальной свободы: “Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”.

Таким образом, общественный договор служит основанием возникновения и существования государства и власти. Но этот договор не только не упраздняет личную свободу в пользу государства, но, напротив, служит ее ограждению и защите. В результате общественный договор становится гарантией личной свободы, а общая воля, выражаемая властью, есть лишь сложение индивидуальных воль и интересов. Свобода, полученная по соглашению, ради которой человек отказался от естественной, обеспечивает верховенство народа. Только он может быть источником власти и становится как бы гарантом своей собственной свободы. Идея свободы как естественного состояния человека и необходимости обеспечения ее защиты послужила основой создания и разработки концепции разделения властей. Согласно Дж. Локку, закон природы — это разум, который двигает человеком. Из него вытекают равенство и независимость людей, условия их жизни и поведения в обществе. В свою очередь, уровень и степень естественного состояния, т.е. свободы человека, становятся мерилом соответствия власти потребностям человека. Главная угроза свободе состоит в неразделенной власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства”, — констатирует Дж. Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии. Но эта последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть. Именно она, по Локку, и образует “первую ветвь власти”.

Наиболее полно и последовательно концепция разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде “О духе законов”, принесшем наибольшую славу автору.

Все в мире, по мнению Ш. Монтескье, подчинено действию определенных законов. Разумные существа имеют как законы, которые установлены ими, так и законы, которые не ими созданы. Отношения между людьми были отношениями справедливости. Справедливо, чтобы люди, живущие в обществе, подчинялись его законам. Но мир разумных существ не управляется с таким совершенством, как мир физический. Человек не свободен от заблуждений и страстей. Поэтому он может отклоняться от первоначальных законов и даже от тех, которые им созданы для себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Смотрите также

    Банкротство (несостоятельность) юридических лиц
    В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности ...

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Система управления и механизмы реализации региональной политики
    Значимость системы управления региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России наблюдаю ...