Роль Конституции 1993 года в развитии республиканской формы правления
Страница 10

На референдуме участники референдума голосуют по проектам тех или иных решений (актов), которые в результате получают обязательную силу документов государства или местного самоуправления.

В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г.

Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, поскольку Съезду народных депутатов позволялось отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, а Съезд обладал всей полнотой власти и не был заинтересован в их проведении.

Современная юриспруденция оперирует такими схожими категориями как референдум, плебисцит. По мнению исследователей, различие между референдумом, плебисцитом и голосованием по вопросам изменения границ - в предмете.

Общее заключается в императивности принимаемых решений, одинаковых принципах и процедурах проведения, что позволяет назвать плебисцит и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования видами референдума по предмету.

Наличие в законодательстве Российской Федерации различных формулировок и названий одной формы народовластия не расширяет пределы демократического поля, наоборот - открывает возможность для путаницы в нормотворчестве и правоприменении, основой для схоластических споров, отвлекающих от обоснования и проработки новых способов народовластия.

По мнению ряда ученых, институт референдума исключительно важен. Так, принимая во внимание эволюцию развития института референдума в России, необходимо отметить, что по мере демократизации общества данный институт оказывает серьезное влияние на весь исторический путь развития государства, дает государственным органам возможность выявлять те вопросы, решение которых позволяет сглаживать социальные конфликты.

Подводя некоторые итоги, отметим позицию ряда ученых. В демократическом государстве с республиканской формой правления вообще не существует государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не являлось бы прямое или косвенное волеизъявление народа, которые не были бы в юридическом смысле его представителями в отличие от наследственных монархов и назначенных ими должностных лиц, не имеющих формального народного поручения занимать определенный государственный пост и исполнять связанные с ним властные функции.

Исходя из этого, органы власти России являются республиканскими и демократическими. Но количество органов власти, непосредственное участие в выборе которых принимает народ, все время сокращается.

Проанализировав период республиканской формы правления в России, можем отметить, что на всем ее протяжении ее недолгого существования в системе разделения властей доминирует исполнительная власть.

Это обуславливается природой исполнительной власти, а именно ее мобильностью, способностью к концентрации и эффективному использованию материальных и иных ресурсов.

В процессе подготовки, принятия и исполнения важных государственных решений ведущую роль играют органы исполнительной власти.

Участие населения в механизме власти невелико. Население не имеет возможности контролировать деятельность представительных органов, а имеет возможность формировать их лишь по схеме, утверждаемой исполнительной властью, что приводит к весьма специфическому представительству.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    Смотрите также

    Основы экологического права
    Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изу-чающей вза ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Банковское право
    Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ РФ О банках и банковской де ...