Роль Конституции 1993 года в развитии республиканской формы правления
Страница 3

Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом, Правительством и исполнением принятых ею федеральных законов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответственность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой роспуска.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на нынешний момент, представляет собой технократический орган разработки и первичного утверждения законодательных актов федерального уровня.

Утверждаются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписываются и обнародуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Пределы и направления нормотворчества Президента законодательно не определены, и это положение трактуется расширительно, позволяя главе государства принимать решения по любым вопросам.

Предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме не определена. Главные ориентиры установлены в ст. 71 и 72 Конституции, в которой определены вопросы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим в компетенцию Президента России.

Подводя итог анализу законодательной ветви власти, можно сделать вывод, что Парламентам России были свойственны три функции: принятие законов, утверждение государственного бюджета, определенный контроль за исполнительной властью.

Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. Конституция РФ 1993 г. к федеральной исполнительной власти относит только Правительство РФ.

Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь, отражает особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти.

В парламентских республиках и парламентских монархиях правительство формируется парламентом, из чего вытекает его ответственность перед представительным органом, В этом случае правительство состоит из представителей партии, пользующейся поддержкой парламента. Такой тип формы правления был характерен для Советской республики.

По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выбранный народом президент сам формирует правительство при участии парламента, он сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность перед главой государства.

Правительство осуществляет государственную власть наравне с президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 10 Конституции прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

В состав правительства входят председатель, его заместители и министры. Структура федеральных органов государственной власти определяется указом Президента России.

Соотношение Правительства с Федеральным Собранием специфично. Конституция предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны других. Правительство несет ответственность перед Президентом. При нынешней форме правления не идет речь об отчетности правительства перед палатами Федерального Собрания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Альтернативные формы разрешения споров в сфере гражданского судопроизводства
    Развитие гражданского оборота в Российской Федерации неизбежно влечет увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в рамках государственной судебной системы, так и с использо ...

    Рассмотрение дел судом присяжных
    Институту присяжных заседателей - не одно тысячелетие. В том виде, в каком данный вид правосудия известен россиянам, суды с участием присяжных заседателей существуют по крайней мере лет 600 ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...