Приоритетные направления и принципы антинаркотической политики государства
Материалы / Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях / Приоритетные направления и принципы антинаркотической политики государства
Страница 4

- взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации, при котором существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания. Элементом такого сознания является противодействие на уровне федеральных и региональных средств массовой информации различным проявлениям молодежной пронаркотической субкультуры;

- взаимодействие образовательных структур с общественными организациями, духовными центрами, деятелями культуры, родительскими объединениями, группами активной молодежи, волонтерами с целью совершенствования и укрепления разнообразия антинаркотических профилактических форм.

Анализ многоаспектной антинаркотической профилактики подводит к необходимости выделить ее информационное направление. Средства массовой информации, Интернет, реклама являются серьезным фактором воздействия на общественное сознание. Освещение проблемы наркотиков в современных российских СМИ зачастую не адекватно реальной наркоситуации, характеризующейся распространением наркомании среди широких слоев населения, и в первую очередь среди тех, кто обладает самым слабым самоконтролем и самой неустойчивой системой ценностей, то есть подростков и молодежи. Информационное направление включает мероприятия, информационно обеспечивающие эту деятельность, и мероприятия непосредственно информационной профилактики.

К информационно обеспечивающим мероприятиям относятся:

- проведение научных комплексных (социологических, психологических, педагогических и междисциплинарных) исследований проблем наркотизма, наркомании, токсикомании, незаконного оборота наркотиков с целью выработки практических рекомендаций по осуществлению противодействия этим явлениям;

- научное обеспечение профилактики наркомании и токсикомании с проведением медицинских исследований в области их диагностики и лечения;

- организация и проведение мониторинга распространения потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения и выявление групп риска. Практически такая работа возможна лишь при наличии нормативных актов, регламентирующих организацию, основания, порядок выявления, освидетельствования и учета различных категорий лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- создание и техническая поддержка информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости.

Непосредственно профилактические информационные мероприятия базируются на:

- привлечении средств массовой информации к пропаганде деятельности по профилактике незаконного оборота наркотиков, наркотизма, включая организацию и проведение телевизионных передач, посвященных проблемам профилактики наркозависимости (не только молодежи);

- подготовке и издании методических пособий для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости;

- организации и проведении специализированных культурно-массовых мероприятий.

Важнейшими направлениями государственной политики в области борьбы с наркотиками на современном этапе должны стать усиление информационно-просветительской формы профилактической работы, ведение регулярной антинаркотической пропаганды с определением ее конкретных механизмов и ресурсов.

Распространение наркотизма и наркомании провоцирует государство на реализацию традиционных запретительно-репрессивных методов формального контроля. Однако радикально изменить наркоситуацию к лучшему таким путем не удается. Антинаркотическая работа, как правило, замыкается на правоохранительные структуры и медицинские учреждения, что неизбежно снижает роль программ общесоциальной профилактики. Анализ нормативных источников, работ зарубежных и отечественных социологов показывает, что существуют три основные стратегии социального контроля в отношении к практике борьбы с наркотизмом: репрессивная («война с наркотиками» – «War on Drugs»), либеральная («уменьшение вреда» – «Harm Reduction»), рестриктивная (ограничительная).

Репрессивная стратегия рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое незавидное положение. Основным рецептом «исправления» является уголовное наказание, изоляция и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Этот путь наиболее характерен для стран с тоталитарными политическими режимами в настоящем и прошлом.

В рамках либеральной модели наркоман – больной человек, ставший жертвой личной предрасположенности или внешних обстоятельств. Наркотический опыт индивида продиктован его свободным и добровольным выбором.

Наркотизм неустраним

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Компенсация морального вреда в гражданском праве РФ
    Общепризнано, что для правового государства характерно наличие высокого уровня обеспеченности прав и свобод человека, верховенство общечеловеческих ценностей. Конституция Российской Фед ...

    Принципы справедливости в уголовном праве
    Принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению относится к специально-юридически ...

    Место Президента РФ в системе разделения властей
    Актуальность темы в необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены Президенту Российской Федерации по Конституции РФ. ...