Исторические особенности региональной политики и управления
Материалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Исторические особенности региональной политики и управления
Страница 3

Советский период управления страной - это принципиально иная организационная и социально-экономическая среда.

В управленческой деятельности бывшего СССР ощущался диктат центра и ведомственный монополизм, которые подавляли инициативу и ограничивали функции территориального управления.

В тот период преобладали унифицированные подходы, которые во многом нивелировали всё разнообразие территориальной уникальности. Недостаточный учёт местной специфики часто был той причиной, которая тормозила проведение региональной политики.

Длительный путь развития Советского Союза характеризовался подъёмами и спадами интереса к региональной политике, что позволяет выделить ряд этапов её функционирования. Каждый этап отличается особенностями развития хозяйства и организации управления, спецификой региональной политики.

Первый этап (1917-1927 гг.) связан с установлением советской власти и поиском путей выхода из хозяйственного кризиса, неопределённости административно-территориального устройства, формирования новой национальной политики. Наиболее яркими событиями были:

работа В.И. Ленина «Набросок плана научно-технических работ», в которой отражены идеи рационального размещения производительных сил;

разработка плана ГОЭЛРО;

создание Государственной Общеплановой Комиссии;

введение новой экономической политики;

образование Союза Советских Социалистических Республик и др.

Региональная политика на общесоюзном уровне стала проводиться на основе следующих принципов:

экономического, предполагающего формирование территориально-производственных комбинатов (комплексов) с учётом природных, потребительских, трудовых и других ресурсов;

национального, обеспечивающего соблюдение равенства всех наций и народов;

политического, обеспечивающего укрепление государственного аппарата;

культурного, предполагающего формирование пролетарской культуры;

территориально-организационного, предполагающего формирование регионов, способных осуществлять региональную политику.

Определённый интерес для современной региональной политики представляет новая экономическая политика, проводимая в 1921-1927 гг. Её сущность заключалась в организации товарно-денежных отношений.

Второй этап (1928-1932 гг.) знаменуется деятельностью учёных и работников Госплана по разработке и реализации первого пятилетнего плана. Отличительными чертами этого периода были:

сочетание отраслевого и территориального подходов в планировании и развитии народного хозяйства;

промышленная политика, направленная на индустриализацию страны;

аграрная политика, направленная на формирование коллективных хозяйств.

Третий этап (1933-1945 гг.) охватывает предвоенные и военные годы. Он ознаменован разработкой и реализацией второго и третьего пятилетних планов. Территориальный аспект оказался «в тени», появилась точка зрения о равномерном размещении производительных сил по территории страны. Ослабление внимания к региональной политике. Интегральное экономическое районирование, ориентированное на комплексное развитие регионов, стало игнорироваться.

Четвёртый этап (1946-1956 гг.) связан с восстановлением разрушенного войной хозяйства. Особое внимание в региональной политике было уделено подъёму экономики в западных районах России и союзных республик (Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония). Не остались без внимания и другие регионы, в которых началась реструктуризация экономики и повышение удельного веса «мирной» продукции.

Пятый этап (1957-1964 гг.) ознаменовался перестройкой управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством на основе территориального принципа. Были образованы административно-экономические районы, а для управления промышленными предприятиями и стройками созданы советы народного хозяйства. Это были органы государственного управления на местах с непосредственным подчинением Советам министров союзных республик.

Шестой этап (1965-1985 гг.) знаменовался ликвидацией совнархозов и восстановлением отраслевой системы управления. Одновременно возрос интерес к концепции территориально-производственных комплексов. Более того, в директивных документах появилось понятие программно-целевого территориально-производственного комплекса. В этот период проводилась в основном государственная политика, нацеленная на решение национальных проблем или межрегиональных вопросов.

Седьмой этап (1986-1991 гг.) ознаменовался перестроечными действиями правительственных органов. Больше внимания стало уделяться территориальному планированию, в связи с чем в регионах были созданы главные планово-экономические управления, находящиеся в ведении Советов Народных Депутатов. Главной их задачей стала разработка и контроль за выполнением комплексных планов экономического и социального развития регионов. Стали использоваться программно-целевые методы управления региональной экономикой, появились попытки увязать отраслевые и территориальные планы развития народного хозяйства страны.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...

    Арбитражный апелляционный суд
    Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...

    Особенности развития рынка жилья
    Одна из основных исходных и неотъемлемых потребностей человека — потребность в жилище. Жилищная проблема — одна из самых важных и трудноразрешимых в нашем обществе. Для ее решения власти во ...