Исторические особенности региональной политики и
управленияМатериалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Исторические особенности региональной политики и
управленияСтраница 2
Период между правлениями Петра I и Екатерины II сопровождался также некоторыми изменениями в статусе городов и полномочиях городской администрации. Городское самоуправление было урезано. Главный магистрат отменен, магистраты на местах были переименованы в ратуши и стали подчинены губернаторам и воеводам.
Была упрощена структура губернской администрации. В регионах происходила концентрация власти в руках губернатора, который был полностью подчинен центру: инструкция от 12 сентября 1728 г. определила, что единственным органом управления и суда в губернии является губернатор, а в провинции и уезде – воевода.Значительные изменения в территориально-политическом устройстве и региональной политике Российской империи произошли в екатерининскую эпоху.
Впервые была установлена вертикальная иерархия: уездный воевода подчинялся провинциальному, а тот – губернатору. Но эта властная вертикаль сочеталась с фактическим отсутствием контроля за ситуацией на местах. В результате резко возрос уровень произвола со стороны региональной администрации: власть губернаторов и воевод хотя и оговаривалась многочисленными регламентами, инструкциями, предписаниями и т.д., вместе с тем, фактически стала безграничной.
К концу царствования Екатерины II Российская империя делилась на 50 наместничеств и губерний, а также одну область. Сложившаяся система управления территорией страны была призвана решать задачу укрепления властной вертикали сверху донизу с учетом требований времени. Опираясь на дворянство, центр осуществлял свою политику в отношении регионов, одним из приоритетов которой на тот момент стало предотвращение разного рода народных волнений.
С 1914-1922 гг. происходит переход от Российской Империи (табл.1) к Российской республике, а затем и к РСФСР (табл.2).
Таблица 1 Административно-территориальное устройство Российской империи (1914 год)
Уровень административно-территориального устройства |
Кол-во |
Средняя площадь тыс. кв. км |
Средняя численность населения |
Первый уровень | |||
Генерал-губернаторство |
7 |
1400 |
4400 |
Кавказское наместничество |
1 |
330 |
12000 |
Великое княжество Финляндское |
1 |
380 |
3000 |
Всего: |
9 |
1200 |
6000 |
Второй уровень | |||
Губерния |
78 |
140 |
1800 |
Область |
21 |
520 |
1100 |
Округ (самост.) |
2 |
4 |
100 |
Градоначальство |
9 |
0,2 |
700 |
Прочие (ханство, эмират, край) |
3 |
н/д |
н/д |
Всего: |
113 |
190 |
1500 |
Третий уровень | |||
Уезд |
812 |
20 |
200 |
Округ |
35 |
130 |
250 |
Отдел |
11 |
15 |
150 |
Район городской |
27 |
н/д |
150 |
Прочие (приставство, участок) |
4 |
40 |
20 |
Всего: |
889 |
25 |
190 |
Четвертый уровень | |||
Волость |
16760 |
1 |
10 |
Смотрите также
Правовой режим имущества родителей и детей
В настоящее время в условиях
развития взаимоотношений в России ощущается значительная потребность общества в
обеспечении устойчивых гарантий защиты своих имущественных прав, возникающих в
с ...
Способы защиты гражданских прав
Вопрос о субъективных правах, в том числе и о субъективных
гражданских правах, находится в центре внимания отечественной правовой науки.
Правовая наука в процессе построения правового госуда ...
Институт двойного гражданства
Для
подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не
представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами
данного государства и это право ...