Исторические особенности региональной политики и управления
Материалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Исторические особенности региональной политики и управления
Страница 1

Под региональной политикой в Российской Федерации следует понимать одно из важнейших направлений деятельности государственных органов, в частности, Правительства Российской Федерации, синтезирующее ее региональные аспекты.

Она представляет собой систему принципов, приоритетных направлений, методов и мероприятий федеральных органов власти по воздействию на территориальную структуру общества для достижения исторических целей социально-экономического развития страны. Конституция РФ декларирует диалоговую систему согласования интересов федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого саморазвития человека на конкретной территории, в конкретном времени и конкретном социуме.

Каждый регион в процессе экономических реформ приобретает новое геополитическое и экономическое положение. Так, одни стали приграничными, другие потеряли свое место (специализацию) в едином экономическом пространстве страны. Многие регионы вынуждены менять схемы своего структурно-промышленного и аграрного развития.

В X веке, когда ещё не существовало единого централизованного государства, княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате борьбы князей территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел — так возникали многочисленные удельные княжества.

В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины.

Это деление просуществовало вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной единицы губернии. До этого существовали только более мелкие единицы — уезды и волости. В XVI — XVII веках некоторые из них были объединены в разряды.

18 декабря 1708 г. самодержец всероссийский Петр I подписал указ, в котором говорилось: «Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем Велико-Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Ими стали Московская губерния с 39 городами, Ингерманландская (в последующем Санкт-Петербургская) с 29, Киевская с 56, Смоленская с 17, Архангелогородская с 20, Казанская с 71, Азовская с 77 и Сибирская с 30 городами. В основе петровского деления на восемь губерний лежал план его предшественника - царя Алексея Михайловича о разделении России на восемь обширных военных округов. Главный смысл губернской реформы состоял в максимальной мобилизации людских, материальных и финансовых ресурсов для создания сильных армии и флота, способных «прорубить окно в Европу», превратить Россию в могущественную империю.

Главными региональными наместниками стали генерал-губернаторы и губернаторы. Они не только защищали границы государства Российского, но и расширяли их. Многие территории губерний превышали размер многих европейских государств. Первые руководители обширных территорий (губерний) занимались чаще военными операциями, чем управляли ими.

Обязанности «правителей губерний» были довольно расплывчаты. В круг их полномочий, судя по практике губернаторской деятельности (указов царя по этим вопросам нет), входили: сбор с вверенных им территорий всех казенных налогов и проч., исполнение всех государственных повинностей, возложенных на губернию; своевременное предоставление определенного количества работников и рекрутов.

После смерти Петра I, в 1725 году, приходит понимание того, что региональной политике уделяется мало внимания, что неизбежно ведет к негативным последствиям для государства.

В связи с этим еще в 1726 г. по инициативе Верховного тайного совета стали проводиться мероприятия, направленные на большую централизацию системы управления регионами, а также ее одновременное упрощение и ужесточение, в результате чего элементы территориального самоуправления были сведены к минимуму. При Анне Иоанновне мало что изменилось, и новая, более централизованная система, продолжила свое существование.

Реформа 1727 г. явилась промежуточной между царствованиями Петра I и Екатерины II, ознаменовавшимися наиболее крупными преобразованиями административно-территориального деления страны. В результате ее осуществления территориально-политическая система Российской империи стала более централизованной. В ходе реформы были ликвидированы дистрикты как территориальные единицы низшего порядка. Губернии и провинции были вновь разделены на уезды. Также был ликвидирован институт земских комиссаров, являвшийся наиболее стабильным элементом самоуправления на местах. Всего после реформы 1727 г. в империи насчитывалось около 250 уездов и 14 губерний.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Понятие и принципы гражданства РФ
    Основной целью определения гражданства является, прежде всего, формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данно ...

    Профессиональная карьера государственных служащих
    Изменения, произошедшие в России за последние десять лет, сделали актуальной проблему укрепления государственности и, в частности, повышения эффективности государственной службы. Все очевид ...

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
    Осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных д ...