Исторические особенности региональной политики и управления
Материалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Исторические особенности региональной политики и управления
Страница 1

Под региональной политикой в Российской Федерации следует понимать одно из важнейших направлений деятельности государственных органов, в частности, Правительства Российской Федерации, синтезирующее ее региональные аспекты.

Она представляет собой систему принципов, приоритетных направлений, методов и мероприятий федеральных органов власти по воздействию на территориальную структуру общества для достижения исторических целей социально-экономического развития страны. Конституция РФ декларирует диалоговую систему согласования интересов федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого саморазвития человека на конкретной территории, в конкретном времени и конкретном социуме.

Каждый регион в процессе экономических реформ приобретает новое геополитическое и экономическое положение. Так, одни стали приграничными, другие потеряли свое место (специализацию) в едином экономическом пространстве страны. Многие регионы вынуждены менять схемы своего структурно-промышленного и аграрного развития.

В X веке, когда ещё не существовало единого централизованного государства, княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате борьбы князей территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел — так возникали многочисленные удельные княжества.

В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины.

Это деление просуществовало вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной единицы губернии. До этого существовали только более мелкие единицы — уезды и волости. В XVI — XVII веках некоторые из них были объединены в разряды.

18 декабря 1708 г. самодержец всероссийский Петр I подписал указ, в котором говорилось: «Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем Велико-Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Ими стали Московская губерния с 39 городами, Ингерманландская (в последующем Санкт-Петербургская) с 29, Киевская с 56, Смоленская с 17, Архангелогородская с 20, Казанская с 71, Азовская с 77 и Сибирская с 30 городами. В основе петровского деления на восемь губерний лежал план его предшественника - царя Алексея Михайловича о разделении России на восемь обширных военных округов. Главный смысл губернской реформы состоял в максимальной мобилизации людских, материальных и финансовых ресурсов для создания сильных армии и флота, способных «прорубить окно в Европу», превратить Россию в могущественную империю.

Главными региональными наместниками стали генерал-губернаторы и губернаторы. Они не только защищали границы государства Российского, но и расширяли их. Многие территории губерний превышали размер многих европейских государств. Первые руководители обширных территорий (губерний) занимались чаще военными операциями, чем управляли ими.

Обязанности «правителей губерний» были довольно расплывчаты. В круг их полномочий, судя по практике губернаторской деятельности (указов царя по этим вопросам нет), входили: сбор с вверенных им территорий всех казенных налогов и проч., исполнение всех государственных повинностей, возложенных на губернию; своевременное предоставление определенного количества работников и рекрутов.

После смерти Петра I, в 1725 году, приходит понимание того, что региональной политике уделяется мало внимания, что неизбежно ведет к негативным последствиям для государства.

В связи с этим еще в 1726 г. по инициативе Верховного тайного совета стали проводиться мероприятия, направленные на большую централизацию системы управления регионами, а также ее одновременное упрощение и ужесточение, в результате чего элементы территориального самоуправления были сведены к минимуму. При Анне Иоанновне мало что изменилось, и новая, более централизованная система, продолжила свое существование.

Реформа 1727 г. явилась промежуточной между царствованиями Петра I и Екатерины II, ознаменовавшимися наиболее крупными преобразованиями административно-территориального деления страны. В результате ее осуществления территориально-политическая система Российской империи стала более централизованной. В ходе реформы были ликвидированы дистрикты как территориальные единицы низшего порядка. Губернии и провинции были вновь разделены на уезды. Также был ликвидирован институт земских комиссаров, являвшийся наиболее стабильным элементом самоуправления на местах. Всего после реформы 1727 г. в империи насчитывалось около 250 уездов и 14 губерний.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Правоотношения между супругами. Расторжение брака
    Семейные отношения в международном частном праве составляют очень сложный аспект общественных правоотношений. Такая сложность объясняется, как правило, взаимоисключающими различиями правовых ...

    Управление в черезвычайных ситуациях
    На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...

    Понятие и классификация принципов трудового права
    Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение п ...