Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации
Материалы / Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет / Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации
Страница 2

Правила регистрации были определены только для граждан РФ. Бывшие граждане СССР, которые оказались в России без регистрации (прописки), а поэтому и без гражданства РФ, должны были как-то регистрироваться.

Долгое время Правительство РФ не могло определить для них правил регистрации. Это привело к тому, что органы внутренних дел были вынуждены самостоятельно выходить из положения. По этой причине в августе 1996 года Указанием заместителя министра МВД РФ №1/13989 порядок регистрации граждан РФ был распространен на всех жителей бывшего СССР.

А в 1997 году вышло Постановление Правительства РФ №290, которое это положение узаконило, но только для тех жителей СНГ и Балтии, кто не приобрел гражданства этих государств.

Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать и приказ МВД РФ №1/13989 и Постановление №290. Из-за отсутствия регистрации в этих регионах у многих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы с приобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий.

Все это создало нездоровую ситуацию когда, в противоречии с законом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации прав жителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они живут реально, люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает регистрацию смысла, заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».

В феврале 1998 года Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713, срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числе была отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).

Конституционный Суд отметил, что его решение является основанием отмены положений других нормативных актов, основанных на тех же нормах или воспроизводящих их.

Дальнейший процесс обжалования региональных актов проходил через решения Верховного Суда РФ. Одновременно с изменением паспортной системы в России прошел процесс приватизации жилья, собственниками которого стали сами жители. Власти теперь уже не могут произвольно вселять и прописывать в квартиры и дома дополнительных жильцов. В регионах, где действуют противозаконные правила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться регистрации (прописки) в своем жилье супругов, родителей, детей, братьев и сестер, родственников и знакомых. В тоже время регистрация по месту жительства (прописка) не означает права проживания и пользования жильем. Владельцы в любой момент могут аннулировать регистрацию, т.е. выписать жильца, которого согласились зарегистрировать на своей жилой площади.

В ноябре 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон не отличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и не признает ни ними права постоянного проживания на территории РФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. ФЗ определяет три последовательные формы нахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.

В 2002 году Правительство РФ исключило из списка необходимых для регистрации по месту жительства документов военный билет и отменило норму о том, что регистрация военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт.

В конце 2004 года была ужесточена ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания и месту жительства: за данное административное правонарушение был установлен штраф в размере от 1500 до 2500 рублей вместо предупреждения или штрафа в размере 100 рублей.

В начале 2005 года для граждан России была сделана серьезная либерализация режима регистрации по месту пребывания: Правительство РФ изменило срок представления документов для регистрации. «В течение 3 дней» изменило на «по истечении 90 дней» с момента прибытия.

Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 года №208 был утвержден «Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

1 июня 2010 года Федеральная Миграционная Служба России издала Письмо №СК-1/10-8386, разрешающее гражданам регистрироваться по месту пребывания посредством портала Gosuslugi.ru.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Право собственности в Российской Федерации
    Институт права собственности, имеющий комплексный, межотраслевой характер, объединяющий нормы различных отраслей права неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. ...

    Теория и практика производства следственного эксперимента
    Актуальность рассмотрения следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами: Во-первых, следственный эксперимент в последнее время становится все более популярным про ...