Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации
Материалы / Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет / Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации
Страница 1

Правовую основу института регистрационного учета граждан составляют: Конституция Российской Федерации и международные акты: Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, международный пакт " О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 года, содержащие нормы, закрепляющие за личностью право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

Прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон в ст. 1 декларировал: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона .».

Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами».

Законом так же было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Важным отличием вновь введенной системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было в Положении о паспортной системе СССР 1974 года с пропиской.

В ст. 3 Закона было введено понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые должны были заменить, соответственно. постоянную и временную прописку: «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Но институт прописки не был разрушен в один день. Такое принципиальное изменение системы учета население, которое исключает управление его передвижением, не могло сразу быть принято органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995 году было издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учета граждан РФ».

Правила вводили много ограничительных норм: норма жилой площади на одного человека, норма на срок временной регистрации и пр. Кроме того, законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в первую очередь в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской области, выпустили свои нормативные акты, которые ограничивали возможности регистрации (прописки) на их территории.

Конституционный Суд РФ, начиная с 1996 года, в многочисленных постановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ. Однако Правительство Москвы отказывалось исполнять этот закон и не отменило обязательную прописку, даже после того, как свобода выбора места жительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.

Ситуация начала меняться только после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П, который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуют Конституции РФ и указал, что уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и, в соответствии со статьей 6 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», обязывает гражданина лишь обратиться к ответственному за регистрацию должностному лицу.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Система управления и механизмы реализации региональной политики
    Значимость системы управления региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России наблюдаю ...

    Система организационно-инспекторских аппаратов МВД
    Экономические и социально-политические реформы затронули практически все стороны жизнедеятельности общества. Развитие рыночных отношений повлекло за собой не только позитивные сдвиги, но и ...

    Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
    Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) определяется как одно из с ...