Принципы международного сотрудничества в области охраны
окружающей средыМатериалы / Основы экологического права / Принципы международного сотрудничества в области охраны
окружающей средыСтраница 5
Концепция максимальной экологической безопасности включает в себя институт приемлемого риска, но только при выполнении императивного требования о соблюдении (не превышении) такого предельно допустимого уровня риска, который может быть оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов.
Максимум здесь следует понимать как в узком (допускающем определенный уровень загрязнения) смысле, так и в широком - как ориентация на абсолютное исключение опасности.Предотвращение загрязнения окружающей среды. Указанный принцип в юридической литературе, как правило, сводят к обязанности государств предпринимать, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ.
Более правильно было бы его именование принципом недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды, который распространяется как на мирную, так и на военную области использования радиоактивных веществ (ядерной энергии).
Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодня в этой связи наиболее актуальна проблема нераспространения (на практике - через запрет на вывоз - ввоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. При наличии же таких источников на их территории изначально следует уделять приоритетное внимание соблюдению двух конвенций 1986 г.: Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной аварийной ситуации.
Ответственность государств. Данный принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам находящимся за пределами их юрисдикции.
В юридической литературе рассматриваемый принцип толкуется двояко. С одной стороны, указывается на политическую, материальную и гражданско-правовую ответственность государств. При этом отмечается, что государства несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде их физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под их юрисдикцией или контролем. Этот вид ответственности предусмотрен в ст. 3 Лондонского протокола 1992 г. к Конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969 г., п. 7 ст. 2 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., п. 1 ст. IV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 3 Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., п."к" ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963г. и др.
С другой стороны, международно-правовую ответственность за ущерб окружающей среде предлагается делить на позитивную и негативную. Наиболее общий, принципиальный подход в данном вопросе состоит в том, что государства обеспечивают выполнение принятых ими международных обязательств по защите окружающей среды и недопущение загрязнения всеми органами, организациями и лицами, принимая в этих целях наиболее эффективные меры (позитивная ответственность - или responsibility - англ.). В этих целях, в первую очередь, и принимаются документы экологического законодательства, которые должны соответствовать международно-правовым и односторонним обязательствам данного государства в области защиты окружающей среды.
Экологическое законодательство, в частности, должно предусматривать принятие уполномоченными государственными органами необходимых мер контроля как по предотвращению загрязнения окружающей среды, так и по ликвидации последствий причиненного загрязнения. Это может повлечь за собой не только ограничения для тех или иных органов, организаций, учреждений, юридических и физических лиц по объему или времени совершения той или иной деятельности, но и ограничения в самом праве на такую деятельность. Указанные ограничения относительно просто ввести в случае, когда вероятность наступления вредных последствий достаточно очевидна. Сложнее принять такое решение, когда возникает необходимость точно рассчитать эту вероятность в отдаленном будущем.
Смотрите также
Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске
Цивилизованное общество считает человека наивысшей
ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя
не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в ...
Исследование принципа разделения властей
Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным
изменениям государственного устройства Беларуси. Распад единого государства -
Советского Союза - определил изменения в ...
Судебные заседания
Судебное разбирательство -
главная, центральная стадия уголовного процесса. Именно в этой стадии суд
первой инстанции устно и непосредственно исследует доказательства и
постановляет пригово ...