Как становятся чиновниками: каналы и инструменты
рекрутированияМатериалы / Профессиональная карьера государственных служащих / Как становятся чиновниками: каналы и инструменты
рекрутированияСтраница 2
* По результатам ответа на вопрос «Какие процедуры при приеме на работу вы проходили?», можно было указать любое число процедур
** В таблице не заполнены клетки, на которые приходится менее 5 наблюдений
Из таблицы следует, что абсолютно преобладающей формой отбора кандидатов является собеседование, — через него при приеме на работу прошли почти 94% опрошенных молодых чиновников.
Не будет большим преувеличением предположить, что «разрешающая способность» собеседования как фильтра при селекции лучших кандидатов крайне мала. Это весьма субъективная процедура, а в приложении к отбору чиновников низшего ранга (в условиях острого дефицита соискателей) она к тому же может быть и совершенно формальной. К более формализованным процедурам можно отнести конкурс и тестирование. Масштабы их использования незначительны: в каждом из этих испытаний участвовали примерно по 4% наших респондентов. Характерно, что чем выше «входная» должность, тем выше степень охвата ими. В конкурсе, например, участвовали лишь 2% специалистов 2%й категории, но уже 7% принятых на должность главного специалиста. Было протестировано лишь 3% специалистов 2%й категории, но уже 9% вновь принятых главных специалистов и 12% консультантов. Эта тенденция сохраняется, если взять и такой показатель, как участие, хотя бы в одной из четырех процедур, повышающих меритократически ориентированную селективность отбора. Среди специалистов 2%й категории таковых было 6%, а, например, среди главных специалистов — 12%. Данные о распространенности процедур отбора на разных уровнях территориальной иерархии приводятся в таблице 2. В областных администрациях при приеме новых сотрудников практика отбора претендентов на основе конкурса, а также использования специальных тестов встречается все же чаще, чем на городском и федеральном уровнях. Доля прошедших хотя бы одну из процедур, повышающих объективность отбора, в областных администрациях в 3 раза выше, чем городских или федеральных. В дальнейшем мы еще не раз столкнемся с тем фактом, что кадровая политика региональных администраций отличается большей нацеленностью на отбор и продвижение наиболее успешных работников.Таблица 2. Виды процедур, сопровождающих наем на работу, в зависимости от уровня исполнительной власти* (% от числа ответивших, N=1447)
Уровень исполнительной власти |
Собеседование |
Участие в официальном конкурсе на замещение вакансии |
Тестирование |
Сдача устного экзамена |
Сдача письменного экзамена |
Наличие хотя бы одной из четырех процедур |
Все респонденты |
94 |
4 |
4 |
1 |
0 |
8 |
Министерства (N-814) |
94 |
3 |
3 |
1 |
0 |
6 |
Областные администрации (N-290) |
93 |
9 |
9 |
1 |
0 |
17 |
Городские администрации (N-343) |
94 |
2 |
3 |
2 |
1 |
6 |
К возможным формам получения информации о кандидате на работу (скрининга), наряду с уже упомянутыми процедурами экзамена и тестирования, относится и предварительная стажировка в организации, а также работа без зачисления в постоянный штат (срочный трудовой договор или трудовое соглашение). Подобные формы занятости дают работнику возможность проявить многие существенные качества, которые при других формах отбора остаются скрытыми, а работодателю —возможность лучше узнать потенциального работника и принять более обоснованное решение о целесообразности его использования в будущем. Но такие формы скрининга также мало распространены в обследованных организациях: доли стажировавшихся и временно работавших составляют около 11%, пересекаясь примерно в 20% случаев. Еще один способ снижения неопределенности при приеме на работу — рекомендации от лиц, пользующихся уважением и доверием нанимателя, или прием на работу тех, с кем наниматель уже знаком. Однако такая практика создает опасность формирования родственно-дружеской, а не деловой среды. Данные таблицы 3 иллюстрируют тот факт, что личные рекомендации (45% случаев) или личное знакомство с будущим работником (40% случаев) как раз и являются доминирующими каналами получения работодателями информации о будущих работниках. Менее 20% молодых чиновников пришли в организацию, не будучи предварительно представленными будущему работодателю. Таким образом, предварительно полученная или собранная работодателем информация явилась в большинстве случаев основой для найма на работу.
Смотрите также
Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст.145.1 УК РФ
Борьба с правонарушениями в
сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном
исследовании. На нынешнем этапе актуальность ее с каждым днем значительно
возрастает, ...
Производство по делам об административных правонарушениях
Актуальность исследования
обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве
существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ
является то, чт ...
Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
Действующий закон о
безопасности, определяя само понятие безопасности как состояния защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз (ст ...