Задачи и функции органов опеки и попечительства.Материалы / Участие органов опеки и попечительства в защите / Задачи и функции органов опеки и попечительства.Страница 3
Согласно ч.2 п.1 ст.121 СК основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
выявление таких детей;
ведение их учета;
выбор формы устройства таких детей;
последующий контроль, за условиями их содержания, воспитания и образования.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, обычно происходит по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохранения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные органы (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, рождения детей и др.
На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит и на гражданах, которым стала известна подобная информация (ч.1 п.1 ст.122 СК).
Обязанностью органов опеки и попечительства является проверка полученных сведений. В течение трех дней со дня их получения орган опеки и попечительства должен провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, иных родственников подтвердится, органы опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ч.2 п.1 ст.122 СК). До устройства ребенка на воспитание в семью или в детское учреждение органы опеки и попечительства временно выполняют обязанности опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закрепление за ним занимаемой жилой площади и др.).
Учет детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государственный банк данных. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (ч.3 п.3 ст.122 СК). В настоящее время до принятия такого закона порядок учета детей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием"(Приложение 1)1.
В организации и ведении централизованного учета принимают участие не только муниципальные органы опеки и попечительства на территории соответствующих образований, но и органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство образования РФ.
Централизованный учет производится поэтапно, и на каждом этапе носит свое название. Первичный учет ведется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения, здесь же готовятся необходимые документы для передачи ребенка на воспитание в семью. Установив факт отсутствия родительского попечения, должностное лицо органа опеки и попечительства обязано зарегистрировать, данные о ребенке в журнале первичного учета, а также обеспечить его временное устройство.
Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня получения известий о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учреждения (п.2 ст.122 СК).
Смотрите также
Теория разделения властей
Тема настоящей курсовой
работы актуальна. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение
властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом
государстве, явля ...
Форма сделок
Гражданско-правовые сделки
как важнейший инструмент индивидуального регулирования (саморегулирования)
общественных отношений пронизывают весь гражданский оборот.
Эффективная правовая
рег ...
Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике
Криминалистическая фотография
один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных
положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, испол ...