Понятие и признаки административного правонарушенияМатериалы / Административное правонарушение в Республике Беларусь / Понятие и признаки административного правонарушенияСтраница 3
Противоправность
— один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угрозой административной ответственности.
Административное запрещение — это не только непозволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совершать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),— другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность — непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50).
Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.
КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпывающий перечень административных правонарушений.
Второй не менее важный признак административного правонарушения — виновность,
наличие вины в совершении противоправного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой дается определение административного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2—3.5, ст.ст. 4.1, 4.2). В статье 4.2 вина возведена в один из принципов административной ответственности. Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения. Вина
выражается в психическом отношении физического лица к совершенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено лицом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответственность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.
Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания,
административной ответственности. Невозможно представить административное правонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонарушение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качеством) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (наказание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонарушения. Административное взыскание призвано обеспечить соблюдение определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и виновность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.
Смотрите также
Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
Основу любого общества
составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых
общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную
естественную нео ...
Особенности развития рынка жилья
Одна из основных
исходных и неотъемлемых потребностей человека — потребность в жилище. Жилищная
проблема — одна из самых важных и трудноразрешимых в нашем обществе. Для ее
решения власти во ...
Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Важнейшая роль местного
самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации
определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан,
проживающих ...