Понятие и признаки административного правонарушенияМатериалы / Административное правонарушение в Республике Беларусь / Понятие и признаки административного правонарушенияСтраница 2
Способность человека быть субъектом правонарушения называется деликтоспособностью. Не все люди обладают ею. Имеются два основания, по которому люди могут признаваться неделиктоспособными – возраст и психическое заболевание.
[1, c.205]По законодательству Республики Беларусь лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и административную ответственность в полном объеме, т.е. за все составы преступлений и административных поступков (ст. 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За некоторые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. В то же время Уголовный кодекс РБ предоставляет право суду освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния. Деликтоспособность несовершеннолетних в остальных отраслях права возникает одновременно с наступлением правоспособности.
Вопрос о возможности лица, страдающего психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные противоправные деяния, решается судом на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за гражданско-правовые и административные проступки. Оно освобождается от уголовной ответственности, если не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия иного болезненного состояния психики.[2, 114]
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.
Административные правонарушения, как и иные виды правонарушений, обладают соответствующими признаками
. Общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Беларусь. Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость.
Любое административное правонарушение проявляется в определенных поступках, т.е. действиях или бездействиях, называемых в его определении деянием. В КоАП 1984 г. Республики Беларусь и ныне действующем КоАП Российской Федерации термин «деяние» не употребляется, в первую очередь, потому, что он присущ преступлению и является, по существу, одним из его признаков. В словарях русского языка этот термин разъясняется как действие, поступок, но не бездействие. Полагаем, что более правильным было бы термин «деяние» не употреблять и в КоАП Республики Беларусь, хотя применение его не имеет столь существенного значения, не меняет характер и сущность административного правонарушения.
Законодатель рассматривает в качестве административного правонарушения не любое деяние, а лишь то, которым причиняется вред, которое является общественно вредным. Не может быть никаких сомнений в том, что противоправное деяние представляет общественную вредность. Вредоносны и аморальные поступки. Между тем, вредность их не настолько велика, они не так многочисленны, чтобы возводить их в ранг правовых, запрещать правовыми нормами. Некоторые ученые полагают, что коль все виды правонарушений общественно вредны, то и все они общественно опасны. Иначе говоря, общественную вредность отождествляют с общественной опасностью. Подобное мнение возведено в ранг правовой нормы. Так, в части 4 статьи 11 УК Республики Беларусь записано: «Не является преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению».
Общественная опасность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений.
Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: 1) все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права; 2) противоправных деяний, не являющихся общественно вредными, не существует; 3) по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака административного правонарушения.
Смотрите также
Права человека
С правами человека сегодня связаны многие общественные
процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных
позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие пра ...
Юридические коллизии в системе правовых противоречий
В России действует большое
количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не
работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом.
Нерешенность указанн ...
Криминалистика: международное законодательство
Учитывая сложившуюся в данное
время криминогенную обстановку в стране, а также признавая нетерпимость
сказавшегося в конечном счете на уровне защищенности и безопасности граждан,
сотрудники ...