Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
Материалы / Криминологическая характеристика личности насильственного преступника / Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
Страница 1

Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, если так можно выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей[64]. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей[65].

Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического воспитания личности[66].

В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.

1. Интернализаторско-конформистская направленность доминирует у законопослушных граждан, а точнее правоисполнительных. Основой регуляции их поведения, а также выбора средств достижения личностных целей является личностная и социально-полезная (общественная) направленность. Их поведение соответствует системе их личностных ценностей, а единственной устрашающей санкцией становится чувство вины (совесть).

2. Интернализаторско-девиантная направленность доминирует в асоциальном или антисоциальном поведении, и характерна для лиц действующих в соответствии со своей внутренней позицией. Деликт подростка или правонарушение взрослого связан с желанием выразить свои убеждения, противопоставить себя обществу.

3. Идентификаторско-конформистская направленность доминирует у тех, кто ценит себя как члена конкретного общества. Их правопослушное или законопослушное поведение связано с тем, что их поведение соответствует их референтной (значимой) группе, и способствует их самоопределению. В этом случае первостепенное значение приобретают нормы референтной группы, даже в отсутствии каких-либо неформальных санкций.

4. Идентификаторско-девиантная направленность характерна для лиц, подверженных влиянию асоциальной или антисоциальной референтной группы. Они скорее будет ориентироваться на нарушающую закон референтную группу. Направленность носит деформированный характер по типу гипопроекции со стороны группы, или гиперпроектции с ее же стороны.

5. Податливо-конформистская направленность характерна для лиц, ориентирующихся на юридические санкции только ради получения вознаграждения или избежания наказания, и служит примером классического сдерживания. Их поведение можно назвать законопослушным, т.к основном сдерживающим фактором является страх наказания. В их сознании присутствует две противоположных установки (правовая и противоправная).

6. Податливо-девиантная направленность является ведущей у тех, кто убежден, что юридические санкции слабы и этим будет продиктована их антисоциальная установка[67].

Таким образом, в соответствии с данной концепцией о порождающей функции направленности в формировании мотива вполне можно сделать вывод о существовании криминального мотива, под которым следует понимать "продукт мотивации, то есть, психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований асоциальной активности человека и побуждения к достижению выбранной криминальной цели"[68].

В фундамент такого подхода легла концепция мотива как сложного интегрального психологического образования, разработанная А.Е. Ситниковым и А.В. Ермолиным, которые рассматривают следующие стадии формирования мотива:

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Понятие и принципы гражданства РФ
    Основной целью определения гражданства является, прежде всего, формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данно ...

    Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
    Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным должностны ...

    Латентность и криминологический анализ латентных преступлений
    Одной из наиболее актуальных проблем в банковской сфере России становится невозврат кредитов. На борьбу с этим явлением, угрожающим стабильности банковской отечественной системы, ориентиров ...